О ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ НА СУЩЕСТВУЮЩЕМ ГЛАВНОМ ХОДУ ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПОСЛЕ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ВСМ МОСКВА — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: изучить особенности перераспределения пассажирских и грузовых перевозок на полигоне Октябрьской железной дороги «главный ход — кружные маршруты» и показать необходимость продолжения исследований с учетом ввода в 2028 году выделенной высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (далее — ВСМ). Методы исследования: анализ опубликованных результатов научно-исследовательских работ, изучение основных нормативных документов, отчетов, докладов и других источников в рамках представленной темы с учетом отражения ключевых задач развития железнодорожного транспорта, в том числе сети ВСМ, согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Результаты: установлено, что после переключения грузопотока с главного хода на кружные маршруты в России значительно выросли тарифы и увеличился срок доставки грузов железнодорожным транспортом. В условиях роста общего объема контейнерных перевозок в направлении портов Северо-Запада основная часть грузов осваивается автомобильным транспортом. На маршруте Москва — Санкт-Петербург сложилась сильнейшая конкуренция между поездами «Сапсан» и авиатранспортом в борьбе за пассажира. Модернизированный железнодорожный путь под скоростное сообщение «Сапсанов» работает на пределе провозной способности. Это подтверждает актуальность строительства выделенной высокоскоростной магистрали на данном направлении и подчеркивает важность исследований в области перераспределения пассажирских и грузовых перевозок на рассматриваемом полигоне Октябрьской железной дороги «главный ход — кружные маршруты». Практическая значимость: использование результатов исследований позволит повысить конкурентоспособность железных дорог в сравнении с автомобильным и авиационным видами транспорта на полигоне Октябрьской железной дороги «главный ход — кружные маршруты».

Ключевые слова:
главный ход Октябрьской железной дороги, Москва - Санкт-Петербург, пассажиропоток, «Сапсан», грузопоток, высокоскоростная железнодорожная магистраль, ВСМ
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Вакуленко С. П., Колин А. В., Егоров П. А. и др. Возможность возвращения грузовых перевозок на главный железнодорожный ход Санкт- Петербург — Москва // Экономика железных дорог. 2021. № 12. С. 31–42.

2. Вакуленко С. П., Колин А. В., Егоров П. А. и др. О целесообразности грузовых перевозок на главном железнодорожном ходу Санкт- Петербург — Москва // Железнодорожный транспорт. 2022. № 3. С. 16–23.

3. Грузам обновят пути // Гудок. 2021. 12 мая [Электронный ресурс]. URL: https://gudok.ru/ content/analitika/infrastructure/1563671/?sphrase=0

4. Специальные технические условия. Проектирование, строительство и эксплуатация высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1). Изменение 1. СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2023 (утверждены О. В. Тони от 15.04.2024 № 647).

5. Kiselev I. P., Bushuev N. S., Shulman D. O. High-speed railways in the BRICS countries // BRICS Transport. 2023. Vol. 2, No. 4. URL: https://10.46684/2023.1.2

6. Техническое задание на опытно-конструкторские работы. Высокоскоростной электропоезд для ВСМ. Утв. заместителем генерального директора ОАО «РЖД». 2020. № 1821. С. 393.

7. Ключевые вопросы научного сопровождения транспортной системы: монография / под ред. В. И. Колесникова и А. С. Мишарина. М.: Прометей, 2022. С. 20–27.

8. Скорость требует средств // Гудок. № 123 от 14.07.2023.

9. ВСМ на Лиговке // Гудок. № 14 от 26.04.2024.

10. Перечень поручений по итогам совещания по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (утв. Президентом РФ 05.04.2024 № Пр-663).

11. Владимир Путин поставил задачи по ВСМ // Гудок. 2024. 8 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://gudok.ru/content/obshchestvo/ vlast/1665653/?sphrase=0

12. ВСМ набирает скорость. Главные факты о проекте, который изменит страну // Гудок. 2024. 11 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://gudok. ru/content/analitika/infrastructure/1666322/

13. Эксперты оценили поток грузов между Москвой и Петербургом после ввода ВСМ // Росбизнесконсалтинг. 2024. 5 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/ 05/04/2024/660f9ba09a79474d4f7819f4

14. Вакуленко С. П., Колин А. Р., Роменский Д. Ю. и др. Санкт-Петербургский транспортный узел: перспективы развития. Часть I // Организация пригородных и пригородно-городских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Монография / под ред. Вакуленко С. П. МИИТ. ВИНИТИ РАН. 2020. 192 с.

15. Вакуленко С. П., Колин А. Р., Роменский Д. Ю. и др. Московский транспортный узел: перспективы развития. Часть III // Структура грузопотоков различных видов транспорта и основные сценарии развития грузовой работы. Монография / под ред. Вакуленко С. П. МИИТ. ВИНИТИ РАН, 2020. 208 с.

16. Бородин А. Ф. Взаимодействие и развитие железнодорожных узлов центра и северо-запада сети ОАО «РЖД». 2023. № 8–1. С. 44–61.

17. Бушуев Н. С., Шульман Д. О. Структура грузопотока контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте: существующее состояние и рекомендации // Сборник «Инфраструктура транспорта» под ред. В. С. Шварцфельда. № 1 (3). СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2022. С. 5–15.

18. Бушуев Н. С., Шульман Д. О., Рочев Н. А. Состояние и рост потока контейнерных грузов на железнодорожном транспорте России (в период пандемии COVID-19) // Транспорт БРИКС. 2023. Т. 2. Вып. 1. Ст. 2. URL: https://10.46684/2023.1.2.

19. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 года № 3363-р). 285 с.

20. Бушуев Н. С., Шульман Д. О., Сагайдак К. М. Анализ динамики пассажиропотока поездов «Сапсан» и авиационного транспорта на линии Москва — Санкт-Петербург до 2025 года / Бюллетень результатов научных исследований. СПб: ПГУПС, 2019. Вып. 1. С. 5–14. URL: http://brni.info/archive/2019/1.html

21. Бушуев Н. С., Шульман Д. О., Рочев Н. А. Результаты освоения пассажирских перевозок на направлении Москва — Санкт-Петербург в кризисные 2020– 2021 годы // Известия Петербургского университета путей сообщения. СПб.: ПГУПС, 2023. Т. 20. Вып. 1. С. 16–27. DOI:https://doi.org/10.20295/1815-588X-2023-1-16-27

22. Бушуев Н. С., Миненко Д. О. Оценка востребованности высокоскоростной железнодорожной магистрали на полигоне Санкт-Петербург — Москва // Известия ПГУПС. Вып. 2. СПб.: ПГУПС, 2013. С. 5–11.

23. Бушуев Н. С., Шульман Д. О. О перспективах развития высокоскоростных железнодорожных магистралей в России // Бюллетень результатов научных исследований. 2017. № 3. С. 7–14.

24. Алпысова В. А., Бушуев Н. С., Миненко Д. О. Моделирование и прогнозирование пассажиропотока высокоскоростной магистрали на примере поездов «Сапсан» направления Санкт-Петербург — Москва // Транспорт Урала. 2014. № 2 (41). С. 50–53.

25. Бушуев Н. С., Шульман Д. О., Сагайдак К. М. Modeling of container freight and passenger traffic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 12th International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry, Interagromash, 2019.

26. Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс / Киселев И. П., Блажко Л. С., Брынь М. Я. и др.: учеб. пособие для студентов вузов железнодорожного транспорта в 2 томах (2-е издание, переработанное и дополненное). М.: 2020. Т. 1.

Войти или Создать
* Забыли пароль?