Исследуются вопросы тягово-энергетической эффективности использования магистральных (поездных) грузовых локомотивов электрической тяги в разнообразных условиях организации грузового движения на одном из участков узбекских железных дорог. Результаты исследований по обоснованию параметров перевозочной работы трехсекционных магистральных (поездных) грузовых электровозов 3ВЛ80С на реальном железнодорожном участке Мароканд - Каттакурган направления Самарканд - Навои - Бухара АО «Ўзбекистон темир йўллари» при движении грузовых поездов без остановок и с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах были получены методами теории локомотивной тяги. Методика исследований состояла в разработке математических моделей ведения грузовых поездов упомянутыми электровозами на указанном участке железной дороги и выполнении на их основе серии тяговых расчетов для различных условий организации железнодорожных перевозок грузов на данном участке железнодорожного пути. Полученные кинематические параметры движения грузовых поездов и показатели тягово-энергетической эффективности использования исследуемых грузовых электровозов 3ВЛ80С для двух упомянутых выше видов движения, организованных по перегонам железнодорожного участка Мароканд - Каттакурган, приведены в виде табличных данных, графических зависимостей и уравнений регрессий. Уравнения регрессии предназначены для вычисления усредненной величины кинематических и энергетических (в количественном и денежном исчислении) параметров основных показателей эффективности перевозочной работы исследуемых электровозов на заданном участке любой массы состава грузового поезда с достаточной величиной достоверности аппроксимации. Практическая значимость результатов исследований определяется перспективой (необходимостью) непременного использования их машинистами - инструкторами по теплотехнике, специалистами линейных предприятий локомотивного хозяйства и других структурных подразделений АО «Ўзбекистон темир йўллари», профессиональная и производственная деятельности которых непосредственно и напрямую связаны с организацией железнодорожных перевозок грузов и вопросами экономии электрической энергии на тягу поездов.
промежуточная станция, грузовой поезд, раздельный пункт, грузовой электровоз, железнодорожный путь, железная дорога, подвижной состав, железнодорожный участок, кинематический параметр, графическая зависимость, энергетический параметр, теория локомотивной тяги, электрическая энергия
1. Ma D. Analysis of Overvoltage Transient State Process of De-energized Passage of Neutral Section Insulator / D. Ma. - Cheng Du : South West JiaoTong University, 2008.
2. Zhang X. Y. Research on Overvoltage Mechanism and Prevention in the Network- Locomotive Coupling of the High-Speed and Heavy Haul Railways / X. Y. Zhang. - Cheng Du : South West JiaoTong University, 2009.
3. Liu Y. J. Mayr’s Equation-Based Model for Pantograph Arcof High-Speed Railway Traction System / Y. J. Liu, G. W. Chang, H. M. Huang // IEEE Transactions on Power Delivery. - 2010. - Vol. 25. - N 3. - Рp. 2025-2027.
4. Fang Z. G. Application of Transient Overvoltage Suppression Technique for EMU Auto-passing the Neutral Section with On-board Switch Closed / Z. G. Fang // Railway Technical Innovation. - 2010. - Vol. 1. - N. 1. - Рp. 44-46.
5. He Z. Y. Research on the Harmonic in High-speed Railway Traction Power Supply System and Its Transmission Characteristic / Z.Y. He, H. T. Hu, L. Fang // Proceedings of the CSEE. - 2011. - Vol. 31. - N 16. - Рp. 55-62.
6. Li G. J. Research and Simulation on Auto-Passing Phase Separation Control Strategy of High-Speed EMU / G. J. Li, X. Y. Feng, L. J. Wang // Transactions of China Electrotechnical Society. - 2007. - Vol. 22. - N 7. - Рp. 181-185.
7. Wen J. M. Research and Using on Auto-Passing Phase Separation Control Strategy of High-Speed EMU / J. M. Wen, B. T. Wang, Z. J. Fang // Railway Standard Design. - 2011. - N 4. - Vol. 4. - Pp. 104-108.
8. Электровоз с приводом переменного тока «O’zbekiston». Описание использования и содержания электровоза с приводом переменного тока для Узбекистана / Технический центр при Чжучжоуском электровозостроительном заводе. - СSR : ЧЭВЗ, 2003. - 714 с.
9. Аблялимов О. С. Исследование перевозочной работы электровозов 3ВЛ80С на холмисто-горном участке АО «Ўзбекистон темир йўллари» / О. С. Аблялимов // Вестник транспорта Поволжья. - 2016. - № 5 (59). - С. 15-22.
10. Деев В. В. Тяга поездов : учеб. пособие для вузов / В. В. Деев, Г. А. Ильин, Г. С. Афонин. - М. : Транспорт, 1987. - 264 с.
11. Кузьмич В. Д. Теория локомотивной тяги : учебник для вузов железнодорожного транспорта / В. Д. Кузьмич, В. С. Руднев, С. Я. Френкель. - М. : Маршрут, 2005. - 448 с.
12. Аблялимов О. С. К исследованию эксплуатации электровозов на холмисто-горном участке железной дороги / О. С. Аблялимов, А. П. Воҳидов, И. Р. Омоов // XI Международная научно-практическая конференция «Локомотивы. Газомоторное топливо (Проблемы. Решения. Перспективы)». - Самара : Самарский гос. ун-т путей сообщения, 2016. - С. 37-42.
13. Аблялимов О. С. К эксплуатации электровозов 3ВЛ80С на участке Мароканд - Каттакурган АО «Ўзбекистон темир йўллари» / О. С. Аблялимов // Вторая Международная научно-практическая конференция «Повышение энергетической эффективности наземных транспортных систем». - Омск : Омский гос. ун-т путей сообщения, 2016. - С. 43-47.
14. Аблялимов О. С. Анализ эффективности использования локомотивной тяги на равнинном на участке железной дороги / О. С. Аблялимов // Известия Транссиба : научно-технический журнал. - 2015. - № 4 (24). - С. 2-11.
15. Аблялимов О. С. Исследование эксплуатации тепловозов UzTE16M3 на холмисто-горном участке АО «Ўзбекистон темир йўллари» / О. С. Аблялимов // Вестник транспорта Поволжья : научно-технический журнал. - 2016. - № 3 (57). - С. 16-22.
16. Аблялимов О. С. Основы управления локомотивов : учебник для профессиональных колледжей железнодорожного транспорта / О. С. Аблялимов, Э. С. Ушаков. - Ташкент : Davr, 2012. - 392 с.
17. Li N. Research on Electromagnetic Transient Process of Electric Locomotive System / N. Li. - Beijing : Beijing Jiaotong univerisity, 2010.