Россия
Россия
Россия
Цель: оценка воздействия уровня шума в вагонах Санкт-Петербургского метрополитена. Определить, какие типы вагонов подвижного состава и с каким сроком эксплуатации используются в метрополитене. Провести оценку того, какие типы вагонов используются на различных линиях метрополитена, а также есть ли зависимость между сроком эксплуатации вагонов и уровнем шума в вагоне. Установить, насколько срок эксплуатации вагонов влияет на уровень шума в вагоне. Провести замеры уровней шума внутри вагонов подвижных составов разного типа на различных ветках метрополитена. Соотнести полученные значения с установленными требованиями СП 2.5.3650-20 «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов» значениями предельно допустимых уровней шума в вагонах. Провести анализ уровня шумового воздействия на человека в метрополитене и определить возможные мероприятия по снижению уровня шума в метрополитене. Методы: измерения уровня шума на различных станциях и поездах производились специальным инструментальным методом, с использованием цифрового интегрирующего измерителя и анализатора звукового спектра «Октава 110А» 1-го класса точности по ГОСТ Р 53188.1. Результаты: выполнены замеры уровней шума в различных типах вагонов на различных ветках Санкт-Петербургского метро. Проведенный анализ результатов натурных замеров уровней шума по эквивалентным и максимальным уровням в метрополитене свидетельствует о превышениях допустимых уровней шума в вагоне «Балтиец» на красной линии метро, в вагоне 81-717/714 на синей линии метро; в вагоне 81-717/714 на фиолетовой линии метро; в вагоне 81-556.2/557.2/558.2 «Нева» на зеленой линии метро. Практическая значимость: результаты выполненных акустических замеров могут быть использованы для принятия мер по снижению шума в метрополитене, включая замену старых поездов на более новые.
метрополитен, уровень шума, вибрация, воздействие, подвижной состав
1. Васильева В. В. Автотранспортный шум в городах и его влияние на окружающую среду // Мир транспорта и технологических машин. 2010. № 3. С. 101–108.
2. СП 2.5.3650-20. Санитарные правила эксплуатации метрополитенов.
3. Проблема снижения шума и вибрации поездов: сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Защита населения от повышенного шумового воздействия» (Санкт-Петербург, 17–19 марта 2009 года). СПб., 2009. С. 9–35.
4. Превентивное шлифование рельсов для снижения уровня шума // Железные дороги мира. 2011. № 12. С. 63–66.
5. ГОСТ Р 54931–2012. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования.
6. Шум метро // АкустикДом [Электронный ресурс]. URL: https://acousticdom.ru/poleznoe/shummetro.
7. СП 353.1325800.2017. Защита от шума объектов метрополитена. Правила проектирования, строительства и эксплуатации.
8. Исаков А. Л., Смолин Ю. П. Сравнительная оценка уровня виброколебаний путевого бетона в метро с различными типами подрельсовых оснований // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2017. № 4 (43). С. 40–44.
9. Новиков А. В., Родионов А. В., Сумарукова О. В. Оценка шумового воздействия на Северном участке Московского Центрального кольца // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 5 (95). Ч. 1. С. 97–100.
10. Андрющенко А. К. Оценка и снижение шума на станции метрополитена открытого типа // NOISE Theory and Practice. 2017. Т. 3, № 2. С. 25–37.
11. Какие вагоны можно встретить в метро Петербурга? // Приложение transportSpb [Электронный ресурс]. URL: https://transportspb.com/ kakie-vagoni mogno-vstretitv-metro-peterburga.
12. Цукерников И. Е., Смирнов В. А. Измерения и анализ вибрации, вызванной движением поездов метрополитена на близлежащие здания, и разработка мероприятий по их снижению // Ученые записки физического факультета Московского университета. 2017. № 5.