Россия
Россия
Россия
Россия
Цель: рассмотреть вопрос о повышении надежности тяговых электродвигателей электровоза, которая зависит от различных факторов. Все внимание обращено на актуальность исследований методов сушки изоляции тяговых электродвигателей в настоящее время. Доказано многолетним трудом, что самой уязвимой частью двигателя является изоляция. Перечисляются все методы, которые направлены на решение поставленных задач. В статье описываются принцип действия и технология процессов в каждом из указанных методов. Из предложенных методов выводятся показатели эффективности с позиции технических и экономических результатов, также отмечаются некоторые их преимущества и недоработки. Статья основывается на сравнении различных методов, которые направлены на решение текущих проблем, связанных с повышением надежности тягового подвижного состава. Представлена статистика отказов тяговых двигателей за последние три года, описаны причины увлажненности изоляции силового оборудования электровоза. Перечислены основные методы и способы сушки увлажненной изоляции, используемые в локомотивных депо ВСЖД, дана характеристика каждого метода. Методы: применен метод статистических данных и аналитического обзора состояния на сегодняшний момент по процессу сушки изоляции тягового подвижного состава. Результаты: в статье перечислены проведенные исследования, эксперименты и результаты, оценивающие существующие методы и способы процессов сушки изоляции на подвижном составе. Разработан обновленный метод трехцикловой сушки увлажненной изоляции электрических машин, который основан на использовании электрокалориферных установок и предусматривает осцилляционное энергоподведение. Поставлена задача по решению оптимальных способов удаления влажности изоляции тяговых электродвигателей электровозов на основе использования конвективного метода. Практическая значимость: на основании проведенных исследований подтверждена возможность использования предлагаемого трехциклового способа сушки увлажненной изоляции электрических машин, что позволяет снижать затраты электроэнергии на ремонт и время проце сса сушки изоляции.
тяговый подвижной состав, сушка увлажненной изоляции, конвективный метод сушки, электрокалориферная установка, повышение надежности оборудования
1. Соболев В. М., Левитский В. М. Режимы сушки увлажненной изоляции тяговых электродвигателей // Электрическая и тепловозная тяга. 1975. № 1. С. 23–24.
2. Волков А. К., Суворов А. Г. Повышение эксплуатационной надежности тяговых двигателей / М.: Транспорт, 1988. 128 с.
3. Худоногов А. М., Дульский Е. Ю., Иванов П. Ю. Зональные особенности распределения эксплуатационной надежности предельно нагруженного оборудования электровозов // Разработка и эксплуатация электротехнических комплексов и систем энергетики и наземного транспорта: материалы III Международной научно-практической конференции. Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2018. С. 311–318.
4. Исмаилов Ш. К. Повышение ресурса изоляции электрических машин подвижного состава: монография // Омский государственный университет путей сообщения. Омск, 2007. 391 с.
5. Дульский Е. Ю. Экспериментальные исследования основных электротехнических параметров изоляции тяговых двигателей электровозов при сушке разными способами / Е. Ю. Дульский, П. Ю. Иванов, А. М. Худоногов и др. // Транспорт Урала. 2020. № 3 (66). С. 72–75.
6. Немировский А. Е., Сергиевская И. Ю., Кичигина Г. А. Математическое моделирование процесса электроосмотической сушки изоляции электродвигателей // Вести высших учебных заведений Черноземья. 2020. № 2 (60). С. 39–51.
7. Система мониторинга состояния изоляции / Е. Ю. Дульский, П. Ю. Иванов, А. А. Хамнаева и др. // Железнодорожный транспорт. 2021. № 3. С. 50–52.
8. Разработка автоматизированной системы сурсосберегающего управления электрокалориферной установкой для сушки изоляции тяговых электрических машин / М. Ю. Хажеева, А. М. Худоногов, Е. Ю. Дульский и др. // Известия Транссиба. 2021. № 3 (47). С. 61–68.
9. Коноваленко Д. В. Рациональные режимы сушки увлажненной изоляции обмоток тяговых электрических машин: специальность 05.22.07 «Рациональные режимы сушки увлажненной изоляции обмоток тяговых электрических машин»: дис. … канд. техн. наук / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. Иркутск, 2007. 193 с.
10. Патент № 2494517 Российская Федерация, МПК Н02К 15/12. Трехцикловой амплитудноширотно-прерывистый способ сушки изоляции электрических машин: № 2011150204/07: заявл. 09.12.2011: опубл. 27.09.2013 / Сидоров В. В., Лыткина Е. М., Коноваленко Д. В. и др. 6 с.