Россия
Россия
Цель: данная работа посвящена исследованию особенностей в объемно-планировочных решениях стационарных зданий цирков и определению тенденций развития архитектуры цирка. В последние годы с появлением новых технологий требования к объемно-планировочным и техническим решениям зданий цирка претерпевают значительные изменения. Большое значение имеет сохранение традиций циркового искусства и в то же время необходима модификация и трансформация зданий цирка для расширения возможностей цирковых представлений. Метод: проведен комплексный анализ существующих зданий цирка в Европе, Азии и России. Исследование основано на анализе профессиональной литературы и научных статей. Результаты: выявлена тенденция к строительству многофункциональных зрелищных зданий с элементами цирковых выступлений и различными шоу-представлениями (водными, ледовыми, в воздухе). Технические инновации, применяемые в современных представлениях, такие как сменные манежи, использование виртуальной реальности и современных технических систем эквилибристики, диктуют новые подходы к организации пространства. В Европе представления с участием животных уходят в прошлое. В России и Азии животные остаются неотъемлемой частью циркового шоу, при этом ужесточается контроль за их содержанием. На основе изучения существующих зданий цирка определены перспективные решения для новых и реконструируемых зданий цирка. Практическая значимость: результаты позволяют выявить основные тенденции в объемно-планировочных решениях стационарных зданий цирков. Данное исследование будет полезным для архитекторов, проектировщиков и специалистов, которые занимаются проектированием и реконструкцией цирков. Результаты работы могут быть использованы для создания современных и функциональных зданий цирка, которые будут соответствовать ожиданиям зрителей и обеспечивать комфортные условия для артистов.
цирк, стационарный цирк, цирковые здания, шапито, многофункциональные здания, манеж, сменные манежи, зверинец
1. Хренов Н. А. Некоторые особенности циркового искусства в контексте зрелищной культуры / Н. А. Хренов, А. М. Дотлибова // Зрелищные искусства. Обзорная информация. М., 1988. Вып. 3. С. 24.
2. Чао С. Новый цирк как синтез традиционных цирковых форм и современного театрального искусства / С. Чао // Культура: открытый формат: сб. науч. статей Международной заочной научной конференции, Минск, 23 июня 2022 года. Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2023. С. 199–205.
3. Шамаева Т. В. Предпосылки и тенденции развития архитектуры современных цирков / Т. В. Шамаева, Н. С. Подколзина // Строительные материалы и изделия. 2023. Т. 6, № 2. С. 81–103. DOI:https://doi.org/10.58224/2618-7183-2023-6-2-81-103.
4. Смирнова Н. Р. Закономерности формирования архитектуры зрелищных зданий и сооружений в условиях реконструкции / Н. Р. Смирнова // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. 2023. № 2 (160). С. 75–80.
5. Семина А. А. О принципах проектирования зданий цирков на современном этапе развития архитектуры / А. А. Семина // Дни студенческой науки: сб. докладов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов института строительства и архитектуры НИУ МГСУ, Москва, 2–5 марта 2020 года. М.: Изд-во МИСИ — МГСУ, 2020. С. 116–118.
6. Dolganova E. A. The history of the development of circus architecture / E. A. Dolganova, N. V. Patyaeva // 18–19 октября 2022 года, 2022. P. 856–860.
7. Сысоева Е. В. Эволюция и перспективы строительства зданий цирков в Европе / Е. В. Сысоева // Инновации и инвестиции. 2017. № 12. С. 258–263.
8. Divac M. Circus is a performance but it is also a building — memory of circus buildings in Europe / M. Divac, M. Krklješ, S. Milošević // City, Territory and Architecture. 2022. Vol. 9, no. 1. P. 9. DOI:https://doi.org/10.1186/s40410-022-00156-3.
9. Клепацкая О. С. Цирк, как феномен русской культуры первой трети XX века: автореф. дис. … канд. культурол. / Вят. гос. гуманитар. ун-т, Киров, 2009. 19 с.
10. Ганин А. А. Развитие циркового искусства в России до 2035 года в культурологическом аспекте / А. А. Ганин, Т. В. Бушкова // Человек и культура. 2023. № 4. С. 41–50. DOI:https://doi.org/10.25136/2409- 8744.2023.4.43817.
11. Шамаева Т. В. Цирки — исчезающий типологический вид или новый этап развития? / Т. В. Шамаева, Н. С. Подколзина // Инновации и инвестиции. 2022. № 9. С. 133–138.
12. Сысоева Е. В. История проектирования и строительства цирков России / Е. В. Сысоева, С. И. Трушин // Строительство и реконструкция. 2017. № 2 (70). С. 95–102.
13. Цирк Чинизелли. От создания до возрождения / Сост. Е. Ю. Шаина. СПб.: Типография «НП-Принт», 2015. 120 с.
14. Cairoli M. The architectural acoustic design for a circus: The case study of Rigas Cirks // Applied Acoustics. 2021. Vol. 173. Art. № 107726.
15. Ismail M. R., Eldaly H. Acoustic of monolithic dome structures // Frontiers of Architectural Research. 2018. Vol. 7, no. 1. P. 56–66.
16. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2019 года № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564089 624?ysclid=lslstm0vhi428605134 (дата обращения 02.02.2024).
17. Смирнов М. Е. Особенности планирования эвакуации животных при пожаре в цирках / М. Е. Смирнов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1 (9). С. 397–399.