Статья посвящена описанию современного состояния систем автоматического управления поездами метрополитена. Приводится классификация существующих систем по уровню автоматизации, согласно Международной ассоциации общественного транспорта, а также по другим критериям. Описывается мировой и российский опыт внедрения систем и классификация внедренных многочисленными разработчиками решений по уровням автоматизации. Приводится типовая трехуровневая архитектура систем, описано функциональное предназначение всех уровней. Представлено описание и схема расположения перегонного оборудования систем на примере меток радиочастотной идентификации. Приведена архитектура аппаратно-программных средств центрального поста автоведения. Освещено современное состояние систем автоведения на линиях Петербургского метрополитена. В статье раскрываются технологические предпосылки для развития систем автоматического управления поездами метрополитена и алгоритмы работы аппаратуры автоведения при прицельном торможении на станции и проследовании перегонов.
автоведение, системы автоматического управления поездами метрополитена, Петербургский метрополитен, график движения поездов, межпоездные интервалы, стоянка, нагон, алгоритмы автоведения, центральный пост автоведения, бортовая аппаратура автоведения, станционная аппаратура автоведения, automatic control, SAUP М
1. Баранов Л. А. Системы автоматического и телемеханического управления электроподвижным составом / Л. А. Баранов, Е. В. Ерофеев. - М. : Транспорт, 1984. - 311 с.
2. Docklands Light Railway. - URL : https://en.wikipedia.org/wiki/Docklands_Light_ Railway.
3. List of automated urban subway systems. - URL : http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_automated_urban_subway_systems.
4. Automatic train operation. - URL : http://en.wikipedia.org/wiki/Automatic_train_operation.
5. L’Union internationale des transports publics. - URL : http://www.uitp.org.
6. Copenhagen metro. - URL : http://en.wikipedia.org/wiki/Copenhagen_metro.
7. Дубайское метро. - URL : http://emirat.ru/wiki/ %D0 %94 %D1 %83 %D0 %B1 % D0 %B0 %D0 %B9 %D1 %81 %D0 %BA%D0 %BE %D0 %B5_ %D0 %BC %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %BE#.D0.9F.D0.B0.D1.81.D1.81.D0.B0.D0.B6.D0.B8. D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.BE.D1.82.D0.BE.D0.BA.
8. Комплексная система автоматического управления поездами метрополитена (КСАУП М) «Технологическая инструкция поездного диспетчера»/I.3252A. I35.6A. - Л. : Гипротранссигналсвязь, 1988.
9. Комплексная система автоматического управления поездами метрополитена (КСАУП М). Описание постановки комплекса задач / I.3252A.005.3 В. - Л. : Гипротранссигналсвязь, 1988.
10. Костроминов А. А. Дисперсионные свойства зоны радиовидимости RFID-элементов в системе автоведения поездов метрополитена / А. А. Костроминов, А. М. Костроминов, Т. В. Крючкова // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2011. - № 4. - С. 62-71.
11. Костроминов А. А. Разработка структур и алгоритмов работы систем автоматического контроля движения поездов метрополитена / А. А. Костроминов, М. Ю. Королев, Т. В. Крючкова // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2015. - № 2. - С. 61-67.