Россия
Россия
Цель: Представить интегрированную методологию, которая позволит смоделировать всю среду, от источника вибрации до переизлученного шума внутри зданий. Провести краткий параметрический анализ для того, чтобы показать возможности данного подхода при оценке эффективности мер по смягчению последствий от вибрации и переизлученным шумом. Методы: Оценка уровня звукового давления, создаваемого в жилых отсеках в результате прохождения поезда; анализ связанной системы «поезд — путь — земля — конструкция»; решение акустической части задачи. Результаты: Рас- смотрена численная модель, основанная на подходе субструктурирования. Изучена мера по снижению уровня вибрации и переизлученного шума внутри здания, заключаемая в непрерывной системе «плавающая плита — путь», для которой были рассмотрены различные значения жесткости упругого мата под плитой. Установлено, что эффективность данной меры происходит от положительной комбинации двух существенных факторов: частотного содержания отклика и частоты среза, назначенной для каждого принятого решения. Практическая значимость: Представлена комплексная методика определения вибрации грунта и переизлученного шума, вызванного железнодорожным движением. Получена зависимость, что эффективность снижения уровня вибрации и переизлученного шума внутри здания будет выше, если применяется решение с малой частотой среза и отклик имеет наиболее значительное частотное содержание на высоких частотах.
Вибрация, переизлученный шум, акустическая модель, защита от переизлученного шума и вибрации, жесткость упругого мата под плитой
1. Леванчук А. В. Гигиеническое обоснование методов снижения акустической нагрузки в жилых помещениях / А. В. Леванчук, О. И. Копытенкова, Т. А. Афанасьева // Здоровье населения и среда обитания. - 2020. - № 10(331). - С. 46-51.
2. Рябец В. В. Создание комфортной городской среды за счет обеспечения техносферной безопасности транспортных систем / В. В. Рябец // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте: материалы VIII Международной научно-практической конференции. - СПб., 2022. - С. 114-117.
3. Рябец В. В. Особенности оценки комфортности среды городских поселений с учетом виброакустического воздействия в зоне влияния транспортных железнодорожных узлов / В. В. Рябец, А. В. Леванчук // Вестник Евразийской науки. - 2021. - Т. 13. - № 6.
4. Фиала П. Прогнозирование внутреннего шума в зданиях, создаваемого подземным железнодорожным движением / П. Фиала, Г. Дегранде // Журнал звука и вибрации. - № 293. - С. 680-690.
5. Канонин Ю. Н. Травматизм на объектах железнодорожного транспорта / Ю. Н. Канонин // Охрана труда и техносферная безопасность на объектах промышленности, транспорта и социальных инфраструктур: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Пермь, 2023. - С. 226-229.
6. Терловая Н. В. Технологические решения по минимизации шума и вибрации на железнодорожном транспорте / Н. В. Терловая, А. А. Ступак // Проблемы и перспективы формирования инфраструктуры экономики знаний: сборник статей. - М., 2018. - С. 177-181.
7. Иванов Н. И. Инженерная акустика. Теория и практика борьбы с шумом: учебник / Н. И. Иванов. - М., 2016.
8. Рябец В. В. Перспективный метод снижения виброакустической нагрузки вдоль линейных объектов железнодорожного транспорта / В. В. Рябец, М. С. Овчаренко // Сборник трудов III Бетанкуровского международного форума. - 2021. - Т. 2. - С. 125-127.
9. Панова А. А. Влияние железнодорожного транспорта на здоровье человека / А. А. Панова, А. Ю. Ермачкова, И. Г. Захарова // Молодежная наука: вызовы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - Самара, 2020. - С. 341-343.
10. Акулова Е. А. Технология защиты зданий от вибрации / Е. А. Акулова // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сборник научных статей II Всероссийской конференции перспективных разработок. - М., 2021. - Т. 5. - С. 192-194.