Начав с исторической справки о выборе направления движения и о том, как железнодорожный транспорт стал причиной преобладания правостороннего движения на остальных видах транспорта, авторы подробно остановились на примерах направления движения на автомобильном и частично на воздушном и морском транспорте, а затем перешли к прогнозированию будущего в определении направлений следования на рельсовом транспорте, техническим ограничениям систем с напольными светофорами и подошли к анализу бессигнальных систем управления движением с фиксированными, а затем и подвижными блок-участками. Приведены основные отечественные и зарубежные примеры проектирования и эксплуатации таких систем на железных дорогах и метрополитенах мира, а также их преимущества и недостатки с точки зрения пропускной способности и безопасности движения. В заключительной части статьи проведено сравнение отечественных и зарубежных систем интервального регулирования движения поездов. Установлена принципиальная схожесть российской бессигнальной системы автоблокировки АЛСО с общеевропейской системой ETCS L2, сохранившей фиксированные длины блок-участков, но исключившей использование проходных светофоров. Кроме того, указаны общие принципы системы с квазиподвижными блок-участками АБТЦ-М, используемой на российских железных дорогах, с системой с подвижными блок-участками ETCS L3, исключившей из использования как светофоры, так и устройства контроля свободности участков пути. Далее в работе приведен пример использования на железных дорогах и в метрополитенах систем с подвижными блок-участками, работающими на разнице тормозных путей, следующих в попутном направлении поездов.
односторонние и двусторонние системы автоблокировки, право- и левостороннее движение транспорта, сигнализация, автоблокировка с фиксированными блок-участками, автоблокировка с подвижными блок-участками, сравнение пропускной способности, безопасность движения, автоматическая локомотивная сигнализация АЛСО, автоматическая блокировка АБТЦ-М, система управления движением поездов ETCS
1. Sagiv I. The Image of the Rider on Greco-Roman Engraved Gems from the Israel Museum (Jerusalem) / I. Sagiv // ISTRAŽIVANJA, Јournal of Historical Research. - 2016. - №. 27. - Pp. 33-44.
2. Rovithis-Livaniou E. Astronomical Symbols on Coins of the Roman Empire-Part I: 27 BC to 96 AD / E. Rovithis-Livaniou, F. Rovithis // Romanian Astron. J. - 2015. - Vol. 25. - P. 129.
3. Clancy M. Innovations in Transport in Eighteenth and Nineteenth Century Limerick. The Turnpike Roads / M. Clancy // Martina Clancy, Limerick Civic Trust. - 2008.
4. Marshall C. F. A History of Railway Locomotives down to the end of the year 1831 / C. F. Marshall. - BoD - Books on Demand, 2012.
5. Caron F. The Evolution of the Technical System of Railways in France from 1832 to 1937 / F. Caron // The development of large technical systems. - Routledge, 2019. - Pp. 69-103.
6. Theeg G. Railway Signalling & Interlocking / G. Theeg, S. Vlasenko // International Compendium. Hamburg, Eurailpress. - 2009. - P. 448.
7. Mimeur C. Revisiting the structuring effect of transportation infrastructure: an empirical approach with the French Railway Network from 1860 to 1910 / C. Mimeur et al. // Historical Methods: A Journal of Quantitative and Interdisciplinary History. - 2018. - Vol. 51. - №. 2. - Pp. 65-81.
8. Mellor R. E. H. German railways: A study in the historical geography of transport / R. E. H. Mellor. - Routledge, 2021. - Vol. 14.
9. Zeller T. Driving Germany: The Landscape of the German Autobahn, 1930-1970 / T. Zeller. - Berghahn Books, 2007. - Vol. 5.
10. Rumar K. The Swedish National Road Safety Program. New Approach to Road Safety Work / K. Rumar // Transportation, Traffic Safety and Health. - Springer. Berlin, Heidelberg, 1997. - Pp. 73-86.
11. Roesel F. The causal effect of wrong-hand drive vehicles on road safety / F. Roesel // Economics of transportation. - 2017. - Vol. 11. - Pp. 15-22.
12. World Health Organization. Global status report on road safety 2015. - World Health Organization, 2015.
13. Abed S. K. European rail traffic management system in overview / S. K. Abed // 2010 First International Conference for Energy, Power and Control (EPC-IQ). - IEEE, 2010. - Pp. 173-180.
14. Massel A. Nowe połączenie Berlin - Monachium. Charakterystyka eksploatacyjna / A. Massel // TTS Technika Transportu Szynowego. - 2018. - Vol. 25.
15. Feldwisch W. Die Verkehrsprojekte Deutsche Einheit (VDE) - Schienenprojekte / W. Feldwisch // ETR Spezial. - 2017. - № 12. - Pp. 68-73.
16. Palumbo M. Railway Signalling since the Birth to ERTMS / M. Palumbo // E-Journal Railway Signalling Europe. - 2013. - URL: https://www.railwaysignalling.eu.
17. Vignali V. A methodology for the design of sections block length on ETCS L2 railway networks / V. Vignali et al. // Journal of Rail Transport Planning & Management. - 2020. - Vol. 13. - Pp. 100-160.
18. Розенберг Е. Н. Принципы построения систем управления и интервального регулирования движением поездов четвертого поколения / Е. Н. Розенберг // Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование (ИСУЖТ-2019). - 2019. - С. 27-32.
19. Mikulčić M. Railway Capacity Enhancement with Modern Signalling Systems - A Literature Review / M. Mikulčić, T. J. Mlinarić // Promet-Traffic & Transportation. - 2021. - Vol. 33. - №. 1. - Pp. 141-152.
20. Basile D. Exploring the ERTMS/ETCS full moving block specification: an experience with formal methods / D. Basile et al. // International Journal on Software Tools for Technology Transfer. - 2022. - Vol. 24. - №. 3. - Pp. 351-370.
21. Deutsch P. Overview ERTMS/ETCS Baseline 3 and beyond / P. Deutsch // Operating Rules and Interoperability in Trans-National High-Speed Rail. - Springer, Cham, 2022. - Pp. 29-94.
22. Ranjbar V. Migration to ERTMS for dense traffic lines: investigation methodologies and application to the Stockholm Citybanan case study / V. Ranjbar // Tecnoscienza: Italian Journal of Science & Technology Studies. - 2021.
23. Ranjbar V. Impact of signalling system on capacity. Comparing legacy ATC, ETCS Level 2 and ETCS Hybrid Level 3 systems / V. Ranjbar, N. O. E. Olsson, H. Sipilä // Journal of Rail Transport Planning & Management. - 2022. - Vol. 23.
24. Ferrari A. Model-based evaluation of the availability of a CBTC system / A. Ferrari et al. // International Workshop on Software Engineering for Resilient Systems. - Springer. Berlin, Heidelberg, 2012. - Pp. 165-179.