аспирант
Россия
сотрудник
Цель: Данная статья посвящена важным проблемам энергосбережения. Актуальность статьи особенно велика для степных районов нашей страны, где большую часть года преобладают ветра большой скорости, которые оказывают влияние на увеличение расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на тягу поездов. Данный вопрос открыт, и никаких методик анализа не разработано. А в локомотивных депо нет четкого нормирования энергозатрат на тягу поездов при воздействии дополнительного сопротивления движению. Методы: В статье показана высокая значимость данной проблемы для Российских железных дорог (ОАО «РЖД»), были проанализированы основные факторы, влияющие на расход топлива и электроэнергии, и основные методы нормирования ТЭР, которые применяются в нашей стране. Для рассмотрения был выбран участок Палласовка — Верхний Баскунчак Приволжской железной дороги в тяге с тепловозами серии 2ТЭ25КМ. На основе выборок из данных маршрутов машинистов были построены и проанализированы гистограммы удельного расхода топлива для поездов с фиксированной минимальной и максимальной нагрузкой на ось. Результаты: На основе данных числовых характеристик полученных выборок были сделаны выводы о влиянии ветровых нагрузок на удельный расход топлива. Наличие ветра существенно повышает энергозатраты на тягу поездов. Влияние ветровых нагрузок сильнее на порожние поезда. Практическая значимость: Показана необходимость уточнения норм расхода топлива. Их корректировка позволит повысить точность определения, учета затрат энергоресурсов при их нормировании в локомотивных депо. Предложенные корректировки могут быть рекомендованы к практическому использованию на рассматриваемом участке.
ТЭР, энергосбережение, энергоэффективность, удельный расход топлива, ветровые нагрузки
1. Годовой отчет ОАО «РЖД» 2018 г. - 2018. URL: https://ar2018.rzd.ru/ru.
2. Феоктистов В. П. Проблема нормирования и экономии энергозатрат в тяге поездов / В. П. Феоктистов, Н. Н. Сидорова, В. Ю. Погосов // ВИНИТИ. Транспорт. Наука, техника, управление. - М., 2009. - № 1. - 64 с.
3. Мугинштейн Л. А. Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов: сборник трудов ученых ОАО «ВНИИЖТ» / Л. А. Мугинштейн, А. И. Молчанов, С. А. Виноградов и др. - М.: ВМГ-Принт, 2014. - 144 с.
4. Мугинштейн Л. А. Энергооптимальные методы управления движением поездов: сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ» / Л. А. Мугинштейн, А. Е. Илютович, И. А. Ябко. - М.: Интекст, 2012. - 80 с.
5. АС ЦОММ Приволжской железной дороги. Автоматизированная система «Интегрированная обработка маршрута машиниста». - URL: http://ommarc.priv.oao.rzd:8080/comm/index.js.
6. Weather archive data: данные из архива погодных условий. - URL: meteo.infospace.ru.
7. Trivella A. The impact of wind on energy-efficient train control / A. Trivella, P. Wang, F. Corman // Institute for Transport Planning and Systems, ETH Zürich, 8093. - Zurich, Switzerland.
8. Shah I. A. Characterizations through generalized and dual generalized order statistics, with an application to statistical prediction problem / I. A. Shah, H. M. Barakat, A. H. Khan // Statistics & Probability Letters. - 2020. - Vol. 163. - Article № 108872.
9. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В. Е. Гмурман. - М.: Высшая школа, 1977. - 429 с.
10. Kawai R. Adaptive importance sampling Monte Carlo simulation for general multivariate probability laws / R. Kawai // Journal of Computational and Applied Mathematics. - 2017. - Vol. 319. - Pp. 440-459.
11. Сидорова Н. Н. Расчет эффективности мероприятий по управлению перевозками на основе диаграммы энергобаланса / Н. Н. Сидорова, А. А. Бакланов // Тез. докл. науч.-пр. конф. «Современные проблемы экономики и управления на железнодорожном транспорте». - М., 2009. - С. III-12.