ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ГАЗОВОЗДУШНОГО ТРАКТА ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛАССИФИКАТОРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: Повышение эффективности оперативного контроля технического состояния газовоздушного тракта (ГВТ) тепловозного дизеля, оценка возможности использования штатных измерительных средств тепловоза для контроля технического состояния ГВТ дизеля и обоснование целесообразности расширения перечня параметров ГВТ, контролируемых средствами бортовой диагностики тепловоза. Методы: Для определения класса текущего технического состояния (ТС) ГВТ используется интеллектуальный классификатор на основе алгоритма Support Vector Machine (SVM). Обучающая выборка объемом 96 образцов для восьми классов ТС ГВТ сформирована с использованием программного комплекса «Дизель-РК». Исследовались три варианта структуры классификатора, отличающихся набором компонент вектора входных параметров: штатный с двумя входами (степень повышения давления в нагнетателе pк и температура отработавших газов перед турбиной ТТ), расширенный с дополнительным контролем частоты вращения ротора турбокомпрессора nТК. и, предлагаемый, с контролем мгновенного расхода воздуха gs дизелем вместо nТК. Качество модели оценивалось перекрестной валидацией по пяти фрагментам и результатами классификации тестовой выборки, не использовавшейся при обучении. Результаты: Точность классификации тестовой выборки классификатором со штатным набором входных параметров не превышает 41 %. Расширение перечня контролируемых параметров за счет включения в него частоты вращения nТК ротора турбокомпрессора не сказывается заметным образом на эффективности системы диагностики, повышая точность диагностирования только до 43 %. В то же время замещение частоты вращения ротора мгновенным расходом воздуха gs повышает точность классификации тестовой выборки до 91 %. Практическая значимость: Подтверждена эффективность использования методов машинного обучения для оперативного контроля технического состояния ГВТ дизеля при условии оптимизации перечня параметров дизеля, контролируемых средствами бортовой диагностики тепловоза. С целью повышения эффективности контроля рекомендуется ввести в этот перечень мгновенный расход воздуха дизелем с одновременным исключением из него частоты вращения ротора турбокомпрессора.

Ключевые слова:
газовоздушный тракт, турбокомпрессор, глушитель, нагнетатель, рабочий процесс, дизель, диагностирование, техническое состояние, классификатор, обучающая выборка, датчик, расход воздуха
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Свечников, А.А. Совершенствование технологии контроля технического состояния агрегатов наддува тепловозного дизеля после ремонта: 05.22.07: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук:/Свечников Андрей Александрович. - Самара, 2010. - 24 с. - Текст: непосредственный.

2. Титанаков, Д.А. Оценка технического состояния газовоздушного тракта тепловозных дизелей: 05.22.07: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук:/Титанаков Денис Александрович. - Омск, 2005. - 20 с. - Текст: непосредственный.

3. Васин, П.А. Исследование газовоздушного тракта четырехтактного высокооборотного дизеля с турбонаддувом как объекта автоматической безразборной диагностики: 05.04.02: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук:/Васин Петр Александрович: - Ленинград, 1984. - 23 с. - Текст: непосредственный.

4. Лобанов, И.И. Повышение эксплуатационной эффективности тепловозных дизелей применением средств оперативной диагностики: 05.22.07: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук: / Лобанов Иван Игоревич. - Москва, 2017. - 23 с. - Текст: непосредственный.

5. Комплекс диагностики и настройки дизелей КДН «МАГИСТРАЛЬ»: сайт / ООО «Техтранс-Д». - Санкт-Петеребург, 2022. - URL: https://tehtrans-d.ru (дата обращения 13.04.2022). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

6. Кулешов А.С. Программа расчета и оптимизации двигателей внутреннего сгорания ДИЗЕЛЬ-РК. Описание математических моделей, решение оптимизационных задач. М., МГТУ им. Баумана, 2004. - 123 с., ил. - Текст: непосредственный.

7. Черезов, Д.С. Обзор основных методов классификации и кластеризации данных / Д.С.Черезов, Н.А.Тюкачев//Вестник Воронежского государственного университета. Серия: системный анализ и информационные технологии. - Воронеж, 2009, №9. - с.25-29.

8. Федотов, М.В. Предиктивная аналитика технического состояния систем тепловозов с использованием нейросетевых прогнозных моделей/М.В.Федотов, В.В.Грачев. - Текст: непосредственный // Бюллетень результатов научных исследований. - Санкт-Петербург, 2021. - № 3. - с. 102-115.

9. Метод опорных векторов для стандартной задачи классификации:/URL: www.machine learning.ru /wiki/images/2/25/SMAIS11_SVM.pdf (дата обращения 14.04.2022) - Режим доступа: свободный. - Текст электронный.

10. Термокомплект дизельный ТКД-50М: сайт/ООО «Нева-Дизель». - Санкт-Петербург, 2022. - URL: http://neva-diesel.com/mkd-50m-termodizelnyy-komplekt (дата обращения 14.04.2022). - Режим доступа: свободный. - Тест: электронный.

11. Выбор метрики в машинном обучении. Как выбрать метрики для валидации результата Machine Learning: [Электронный ресурс]// Режим доступа: сайт ООО «Datalytica» - Москва, 2022. - URL: http://blog.datalytica.ru/2018/05/blog-post.html (дата обращения 14.04.2022) - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

12. Грачев, В.В. Прескриптивный контроль энергоэффективности тепловоза с использованием интеллектуальных методов обработки измерительной информации. Монография/В.В.Грачев//СПб: издательство Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. - 2019. - 105 с.: Илл. - Текст: непосредственный.

13. Термоанемометр ТТМ-2-04; сайт ООО «Орбиталь». - Санкт-Петербург, 2022. URL: http://www.orbitalspb.ru/parametri_sredi/ termoanemometry/anemometr_TTM2 -04_portativnyi (дата обращения 14.04.2022) - Режим доступа: свободный. - Текст: непосредственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?