Россия
Россия
УДК 658.2 Сооружения. Здания. Средства производства
Цель: Экспериментальная оценка влияния переходных процессов в силовой установке на эксплуатационную эффективность маневрового тепловоза по данным мониторинга его параметров в процессе эксплуатации. Методы: В качестве исходных данных для анализа используются результаты непрерывного мониторинга значений параметров силовой установки тепловоза ТЭМ18, оборудованного системой электронного управления топливоподачей ЭСУВТ.01-06-03, системой автоматического управления электрической передачей тепловоза УСТА и системой удаленного контроля параметров АСК, при выполнении тяжелой маневровой работы. Оценка влияния переходных процессов выполнялась посредством сравнения действительного расхода топлива на 4–6 позициях контроллера с эталонным расчетным расходом в тех же режимах работы силовой установки тепловоза при отсутствии переходных процессов. Результаты: В результате статистического анализа измерительной формации показано, что, вопреки сложившемуся в среде специалистов локомотивного хозяйства устойчивому представлению о существенном влиянии переходных процессов в силовой установке маневрового тепловоза на эксплуатационный расход топлива и необходимости его учета в процессе нормирования, переходные процессы в дизель-генераторной установке ПДГ1М тепловоза ТЭМ2(18), оборудованной современными средствами управления дизелем и электрической передачей тепловоза, не влияют на эксплуатационный расход топлива и могут не учитываться при нормировании топлива на маневровую работу. Решение о необходимости и способе учета дополнительного расхода топлива в переходных процессах при нормировании его расхода на маневровую работу должно приниматься для каждой серии маневрового локомотива по результатам мониторинга параметров его силовой установки в эксплуатации. Практическая значимость: Результаты статьи позволяют повысить точность тяговых расчетов и достоверность нормирования расхода топлива на маневровую работу.
тепловоз, расход топлива, удельный расход топлива, переходные режимы работы, система электронного управления впрыском, система автоматического управления электрической передачей тепловоза, дизель, тяговый генератор
1. Хомич А.З. Топливная эффективность и вспомогательные режимы тепловозных дизелей. - 2-е изд., перераб. и доп.// М.: Транспорт - 1987 - 271 с.
2. Володин, А.И. Топливная экономичность силовых установок тепловозов/А.И. Володин, Г.А. Фофанов//М., "Транспорт" - 1979 - 126 с.
3. Балабин В.Н. Научные основы создания регулируемых приводов газораспределения локомотивных двигателей внутреннего сгорания нового поколения. - Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. докт. техн. наук. - Москва, 2010, 50 с.
4. Хомич, А.З., Мальцев А.Н. Влияние переходных процессов на экономичность дизеля 10Д100/А.З.Хомич, А.Н.Мальцев//Электрическая и тепловозная тяга. М.: Транспорт, №11 - 1974 ¬ с. 37-38.
5. Овчаренко, С.М. Влияние переходных процессов на расход топлива дизелем в эксплуатации/С.М. Овчаренко, П.С.Корнеев, В.А.Четвергов//Известия Транссиба, №1(9) - 2012 - с. 27-32.
6. Гундоров, М.П. Реализация более рациональной характеристики нагружения тепловозного дизель-генератора/М.П.Гундоров//Сборник трудов ВНИТИ - Коломна, ВНИТИ, 1978 г. - с.59-68.
7. Кузнецова, И.А. Оценка технико-энергетической эффективности работы маневровых тепловозов путем моделирования рабочих процессов оборудования в режимах эксплуатации: специальность 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация»: дис. … канд. техн. наук / И.А.Кузнецова; АО ВНИИЖТ. - М., 2018. - 162 с.
8. Пустыльник, Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений/Е.И.Пустыльник - М., Наука, 1968 - 396 с.
9. Грачев, В.В. О достоверности прямых способов контроля энергоэффективности тепловозов в эксплуатации/В.В.Грачев, А.В.Грищенко, Ф.Ю.Базилевский//Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог - 2018, вып. 2(42). - с.40-48.
10. Коссов, Е.Е. Совершенствование качества переходного процесса при смене режима работы дизель-генератора тепловоза/Е.Е.Коссов, В.В.Фурман//Вестник ВНИИЖТ -М., ВНИИЖТ, 2012. - Вып.2. - с. 27 - 30.