ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ НАКОПЛЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ В БАЛЛАСТНОЙ ПРИЗМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЩЕБЕНОЧНОГО БАЛЛАСТА УГОЛЬНОЙ ПЫЛЬЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Определение интенсивности накопления остаточных деформаций в балластной призме в зависимости от степени ее загрязнения угольной пылью. Методы: В исследовании скорость накопления остаточных деформаций оценивалась коэффициентом , значения которого были получены на основе выполненных циклических трехосных испытаний в установке трехосного сжатия ГТ 1.3.7 и регрессионного анализа. Результаты: По данным лабораторных испытаний и регрессионного анализа были установлены значения коэффициента , характеризующего интенсивность (скорость) накопления остаточных деформаций в балластной призме. Исследования были выполнены как для чистого щебеночного балласта, так и для загрязненного угольной пылью при влажности 6 %. Результаты показывают, что с увеличением процента загрязнения балласта угольной пылью накопление остаточных деформаций происходит в 1,5 раза интенсивнее. На основе полученных значений коэффициента были выполнены расчеты по накоплению остаточных деформаций в балластном слое железнодорожного пути. Расчеты выполнялись с учетом наработки тоннажа 400 млн т брутто и при условии, что несущая способность основной площадки земляного полотна обеспечена, а осадка пути происходит только за счет деформаций балластной призмы. Практическая значимость: Результаты исследования дают возможность прогнозировать накопление остаточных деформаций в щебеночном балласте с наработкой тоннажа в зависимости от степени его загрязнения угольной пылью. С учетом вышеизложенного может быть определен срок службы балласта и разработаны мероприятия по техническому обслуживанию железнодорожного пути, позволяющие предотвратить появление отступлений геометрии рельсовой колеи III и IV степени.

Ключевые слова:
Железнодорожный путь, балластный слой, угольная пыль, остаточная деформация, трехосные испытания, щебеночный балласт, осадка пути, степень загрязнения
Список литературы

1. Кузьмина Н. А. Исследование влияния движения поездов повышенной массы и длины как элемента увеличения эффективности перевозочного процесса / Н. А. Кузьмина // Евразийское научное объединение. — 2020. — № 1-1(59). — С. 45–50. — DOI: 10.5281/ zenodo.3662107.

2. Горьканова Т. Н. Повышение стабильности щебеночного балласта / Т. Н. Горьканова // Путь и путевое хозяйство. — 2010. — № 2. — С. 22–24.

3. Попов С. Н. Балластный слой железнодорожного пути / С. Н. Попов. — М.: Транспорт, 1965. — 183 с.

4. Колос А. Ф. Засорение и загрязнение щебеночного балласта при эксплуатации железнодорожного пути / А. Ф. Колос // Известия Петербургского университета путей сообщения. — СПб.: ПГУПС, 2022. — Т. 19. — Вып. 3. — С. 558–575. — DOI:https://doi.org/10.20295/1815-588X-2022-3-558-575.

5. Такайшвили Л. Н. Восточный полигон железных дорог России для экспорта российского угля: перспект вы развития и ограничения / Л. Н. Такайшвили // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. — 2023. — Т. 334. — № 12. — С. 41–55. — DOI: https://doi.org/10.18799/24131830/2023/12/4502.

6. Хусаинов Ф. И. Перевозки угля и нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом: текущее состояние и перспективы / Ф. И. Хусаинов, М. В. Ожерельева // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. — 2019. — № 4(83).

7. Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения поездов: утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» от 28 февраля 2020 г. № 436/р (в редакции от 9 ноября 2020 г. с изм. от 1 апреля 2021 г.).

8. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути: утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» от 14 ноября 2016 г. № 2288/р. — М.: ОАО «РЖД», 2016. — 286 с.

9. Правила назначения ремонтов железнодорожного пути: утверждены Распоряжением ОАО «РЖД» от 17 ноября 2021 г. № 2888/р.

10. Abadi T. A Review and Evaluation of Ballast Settlement Models using Results from the Southampton Railway Testing Facility (SRTF) / T. Abadi, L. Le Pen, A. Zervos, W. Powrie // Procedia Engineering. — 2016. — Vol. 143. — Pp. 999–1006.

11. Alva-Hurtado J. E. Permanent Strain Behaviour of Railroad Ballast / J. E. Alva-Hurtado, E. T. Selig // Proc. of 10th International Conference on Soil Mechanics and Foundation Engineering. — Stockholm: Balkema, 1981. — Vol. 1. — Pp. 543–546.

12. Колос А. Ф. Несущая способность и деформируемость балластного слоя при эксплуатации железнодорожного пути: дис. … д-ра техн. наук / А. Ф. Колос. — СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2024. — 637 с.

13. ГОСТ 7392—2014. Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия. — М.: Стандартинформ, 2015. — 32 с.

14. СП 119.13330.2024. СНиП 32-01—95. Железные дороги колеи 1520 мм. — 2024.

15. Методика оценки воздействия подвижного соста- ва на путь по условиям обеспечения надежности: утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» № 2706/р от 22 декабря 2017 г. — М.: ОАО «РЖД». — 97 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?