Россия
Россия
Россия
Цель: определить актуальность проблемы временного отстоя вагонов на железных дорогах России в различные исторические периоды. Рассмотреть направленные на устранение указанной проблемы методические подходы, а также технические и технологические мероприятия. Выполнить оценку проработанности проблемы временного отстоя вагонов к настоящему времени. Методы: при выполнении исследования был использован метод ретроспективного анализа. Для проведения ретроспективного анализа были использованы научные публикации, нормативно-правовые документы, учебные издания и другие литературные источники. Результаты: с использованием положений литературных источников подтверждено негативное влияния избытка или концентрации вагонов в определенных местах железнодорожной сети на нормальную работу железнодорожного транспорта в целом. Установлено, что наиболее характерной проблема временного отстоя вагонов является для станций железнодорожной сети, расположенных во взаимодействующих с водным транспортом районах. Для различных исторических периодов были определены применяемые методические подходы и мероприятия, направленные на организацию временного отстоя вагонов с целью повышения эффективности работы железнодорожного транспорта. Практическая значимость: выполненное исследование подтвердило актуальность проблемы организации временного отстоя вагонов на железных дорогах России в различные исторические периоды. Установлено, что для современного этапа развития железнодорожного транспорта наиболее рациональным решением является обустройство специальных станций для временного отстоя вагонов.
железнодорожные станции, пути отстоя вагонов, непроизводительный простой вагонов, обменный парк, стыковые пункты, исторический обзор
1. Организация вагонопотоков в период до 1917 года. URL: https://poznayka.org/s76906t1.html (дата обращения: 30.05.2024).
2. Общее соглашение между русскими железными дорогами о взаимном пользовании товарными вагонами. СПб.: Тип. П. П. Сайкин, 1911. IV, 354 c.
3. Введенский В. А. Заметки и критические очерки по вопросам эксплуатации русских железных дорог. СПб. 1903 г. 110 с.
4. Бартенев П. В. Железнодорожные станции и узлы: учебник для вузов железнодорожного транспорта. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1945. 601 с.
5. Бартенев П. В. Железнодорожные станции и узлы: учебник для вузов железнодорожного транспорта. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1953. 504 с.
6. Технические указания на проектирование станций и узлов (утв. министром путей сообщения СССР 24.11.1947 № 8472). М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1948. 124 с.
7. Технические указания по проектированию станций и узлов на железных дорогах нормальной колеи (утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 28.10.1953). М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1954. 120 с.
8. Технические указания по проектированию станций и узлов на железных дорогах общей сети Союза ССР (ВСН 56–61). М.: Всесоюзное издательско-полиграфическое объединение Министерства путей сообщения, 1961. 151 с.
9. Портовые узлы и станции (устройство и эксплуатация) / К. Ю. Скалов [и др.]. М.: Транспорт, 1965. 198 с.
10. Скалов К. Ю., Цуканов П. П. Устройство пути и станций: учебник для техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Эксплуатация железных дорог». М.: Транспорт, 1970. 368 с.
11. Брюм А. И. Технологическое проектирование морских портов. М.: Транспорт, 1971. 328 с.
12. Савченко И. Е., Земблинов С. В., Страковский И. И. Железнодорожные станции и узлы: учебник для студентов высших учебных заведений железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1973. 464 с.
13. Грау Б. Проектирование железнодорожных станций / сокращ. пер. с нем. В. И. Шейко; под ред. В. Я. Болотного. М.: Транспорт, 1978. 487 c.
14. Железнодорожные станции и узлы: учебник для вузов железнодорожного транспорта / В. М. Акулиничев [и др.]; под ред. В. М. Акулиничева. М.: Транспорт, 1992. 480 с.
15. Инструкция по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР (ВСН 56–78). М.: Транспорт, 1978. 175 с.
16. Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорога колеи 1520 мм (утв. заместителем министра путей сообщения РФ С. А. Гришиным 28.07.2000 № ЦД‑858). М.: Техинформ, 2001. 255 с.
17. Железнодорожные станции и узлы: учебник для вузов железнодорожного транспорта / В. Г. Шубко [и др.]; под ред. В. Г. Шубко и Н. В. Правдина. М.: УМК МПС России, 2002. 368 с.
18. Проектирование железнодорожных станций и узлов: справ. и метод. руководство / под ред. А. М. Козлова, К. Г. Гусевой. 2‑е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1980. 592 с.
19. СТН Ц‑01-95 Железные дороги колеи 1520 мм (утв. приказом министра путей сообщения РФ от 25.09.1995 № 14). М.: МПС РФ, 1995. 86 с.
20. Принципы определения потребного числа путей, стрелочных переводов, сортировочных устройств (утв. заместителем министра путей сообщения РФ Э. С. Поддавашкиным 15.07.1997). М., 1997. 27 с.
21. Бородин А. Ф., Сотников Е. А. Рациональное соотношение вместимости путей станций и вагонных парков с учетом увеличения доли приватных вагонов // Железнодорожный транспорт. 2011. № 3. С. 8–19.
22. Стрельцов А. Излишний отстой вагонов мешает перевозкам // Гудок. 2015. № 3 (25672).
23. Профицит подвижного состава актуализировал вопросы организации отстоя вагонов. URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/profitsit-podvizhnogo-sostava-aktualiziroval-voprosy-organizatsii-otstoya-vagonov/ (дата обращения: 30.05.2024).
24. Железнов Д. В. Методология усиления провозной способности железных дорог России в условиях реформы отрасли: дисс. … докт. техн. наук. М.: МИИТ, 2014. 324 с.