Россия
Целью исследования является разработка математической модели выкладки товара на доступном полочном пространстве магазина. Рассмотрены категории товаров (местные, повседневного спроса), которые должны располагаться в определенных сегментах полок. Характерной особенностью модели является возможность расширения и сужения данных сегментов в зависимости от количества ассортимента или сезонных изменений спроса на товар. Цель ретейлера — максимизация прибыли со сбыта товаров при выполнении ограничений на размещение товаров на полках. В обсуждении даются достоинства и недостатки приведенной модели выкладки товара. Исследование имеет важное значение для розничной торговой сети.
математическое моделирование, оптимизация, распределение места на полках
1. Zhang W., Rajaram K. Managing limited retail space for basic products: space sharing vs. space dedication // European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 263. P. 768–781.
2. Bianchi-Aguiar T., Silva E., Guimarães L., et al. Using analytics to enhance a food retailer’s shelf-space management // Interfaces. 2016. Vol. 46, no. 5. P. 424–444.
3. Bianchi-Aguiar T., Silva E., Guimarães L., et al. Alocating products on shelves under merchandising rules: Multilevel product families with display directions // Omega. 2018. Vol. 76. P. 47–62.
4. Reyes P. M., Frazier G. V. Goal programming model for grocery shelf space allocation // European Journal of Operational Research. 2007. Vol. 181, no. 2. P. 634–644.
5. Czerniachowska K. A. Genetic algorithm for the retail shelf space allocation problem with virtual segments // OPSEARCH. 2022. Vol. 59, no. 1. P. 364–412.
6. Czerniachowska K., Lutosławski K., Kozina A., et al. Shelf space allocation problem with horizontal shelf division // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 192. P. 1550–1559.
7. Czerniachowska K., Wichniarek R. Shelf space allocation models in retail enterprise // Zarządzanie Przedsiębiorstwem. Enterprise Management. 2020. Vol. 23, no. 2. P. 11–15.