Россия
Цель: обосновать эффективность использования теплоаккумулирующих материалов для сохранения тепловой энергии масла и охлаждающей жидкости дизельной силовой установки маневрового тепловоза. Для достижения поставленной цели необходимо: обозначить актуальность проблемы сохранения тепловой энергии масла и охлаждающей жидкости при эксплуатации тепловозов в условиях отрицательных температур окружающего воздуха; разработать концепцию использования теплоаккумулирующих материалов фазового перехода в масляной и водяной системах тепловоза; выполнить подбор теплоаккумулирующих материалов, исходя из их физических свойств и особенностей работы систем дизельного двигателя тепловоза; провести лабораторные экспериментальные исследования по оценке эффективности применения того или иного теплоаккумулирующего материала. Методы: физический эксперимент, выполненный в лабораторных условиях, заключающийся в регистрации температуры рабочей среды (масла и воды) и температуры, используемого теплоаккумулирующего материала в зависимости от времени холодного простоя. Экспериментальные исследования позволяют более точно подобрать наиболее предпочтительные материалы для аккумулирования тепла масла и воды систем дизельного двигателя тепловоза. Результаты: построена экспериментальная зависимость температуры различных теплоаккумулирующих материалов от времени холодного простоя, позволяющая обосновать использование стеарина для аккумулирования тепла моторного масла и воды системы охлаждения. Практическая значимость: исследования выполнены в рамках реализации гранта ОАО «РЖД» для молодых ученых на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте и рекомендованы к использованию в локомотивном комплексе. Договор о выплате гранта № 5103675 от 26 декабря 2022 года «Тепловой аккумулятор системы предпусковой подготовки тепловозов в холодное время года».
теплоаккумулирующий материал фазового перехода, аккумулирование тепла, прогрев, дизельный двигатель, масляная система, система охлаждения, холодный простой
1. Белоглазов А. К. Влияние температуры окружающей среды на работу системы охлаждения тепловоза и его агрегатов / А. К. Белоглазов, В. О. Но- сков, А. В. Чулков // Известия Транссиба. 2015. № 4 (24). С. 11–17.
2. Анисимов А. С. Экспериментальные исследования режимов охлаждения и прогрева водяной системы тепловоза / А. С. Анисимов, Н. А. Белоглазова, В. О. Носков // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: Материалы пятой всероссийской научно-технической конференции с международным участием, посвященной 75‑летию победы в Великой Отечественной войне, 85‑летию кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», 120‑летию основания Омского государственного университета путей сообщения, Омск, 12 ноября 2020 года. Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 28–35.
3. Балабин В. Н. О повышении эффективности прогрева двигателей тепловозов / В. Н. Балабин // Железнодорожный транспорт. 2022. № 11. С. 31–35.
4. Овчаренко С. М. Перспективы развития технологий прогрева тепловозов в зимний период / С. М. Овчаренко, И. С. Ринг // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки, Омск, 8 февраля 2021 года / Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Омский государственный университет путей сообщения. Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2021. С. 77–82.
5. Бакыт Г. Б. Система поддержания теплового состояния дизеля тепловоза с помощью электрического подогрева / Г. Б. Бакыт, А. Б. Бисенгалиев, М. Н. Нажуан // Молодежь в науке: Новые аргументы: VI Международный молодежный сборник научных статей, Липецк, 28 апреля 2020 года / Отв. редактор А. В. Горбенко. Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2020. С. 20–23.
6. Носырев Д. Я. Применение вторичных источников энергии для повышения эффективности эксплуатации маневровых тепловозов в зимнее время / Д. Я. Носырев, Н. В. Чертыковцева // Вестник транспорта Поволжья. 2009. № 3 (19). С. 14–18.
7. Свечников А. А. Тепловой аккумулятор как средство стабилизации температурных режимов наддувочного воздуха и рабочих жидкостей дизеля тепловоза / А. А. Свечников, А. А. Крючкова // Вестник транспорта Поволжья. 2019. № 1 (73). С. 23–28.
8. Свечников А. А. Экспериментальная оценка возможностей теплового аккумулятора с целью использования в масляной системе дизеля маневрового тепловоза / А. А. Свечников, Ю. К. Мустафаев, И. В. Метальников // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2024. Т. 83, № 1. С. 40–49.
9. Абрамов О. В. Система автоматического запуска и остановки дизеля для тепловозов / О. В. Абрамов, А. А. Кащенко // Локомотив. 2017. № 2 (722). С. 34–35.
10. Харькин А. С. Экономический эффект внедрения САЗДТ на маневровом локомотиве / А. С. Харькин // Труды 81‑й студенческой научно-практической конференции РГУПС, Воронеж, 28–29 апреля 2022 года / Ростовский государственный университет путей сообщения, филиал в г. Воронеж. Часть 4. Воронеж: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г. Воронеже, 2022. С. 50–55.
11. Свечников А. А. Исследование интенсивности падения температур рабочих жидкостей дизеля маневрового тепловоза / А. А. Свечников, И. В. Метальников // Транспортная наука и инновации: Материалы международной научно-практической конференции, Самара, 1–2 июня 2023 года. Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2023. С. 62–65.