АККУМУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ МАСЛА И ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАНЕВРОВОГО ТЕПЛОВОЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: обосновать эффективность использования теплоаккумулирующих материалов для сохранения тепловой энергии масла и охлаждающей жидкости дизельной силовой установки маневрового тепловоза. Для достижения поставленной цели необходимо: обозначить актуальность проблемы сохранения тепловой энергии масла и охлаждающей жидкости при эксплуатации тепловозов в условиях отрицательных температур окружающего воздуха; разработать концепцию использования теплоаккумулирующих материалов фазового перехода в масляной и водяной системах тепловоза; выполнить подбор теплоаккумулирующих материалов, исходя из их физических свойств и особенностей работы систем дизельного двигателя тепловоза; провести лабораторные экспериментальные исследования по оценке эффективности применения того или иного теплоаккумулирующего материала. Методы: физический эксперимент, выполненный в лабораторных условиях, заключающийся в регистрации температуры рабочей среды (масла и воды) и температуры, используемого теплоаккумулирующего материала в зависимости от времени холодного простоя. Экспериментальные исследования позволяют более точно подобрать наиболее предпочтительные материалы для аккумулирования тепла масла и воды систем дизельного двигателя тепловоза. Результаты: построена экспериментальная зависимость температуры различных теплоаккумулирующих материалов от времени холодного простоя, позволяющая обосновать использование стеарина для аккумулирования тепла моторного масла и воды системы охлаждения. Практическая значимость: исследования выполнены в рамках реализации гранта ОАО «РЖД» для молодых ученых на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте и рекомендованы к использованию в локомотивном комплексе. Договор о выплате гранта № 5103675 от 26 декабря 2022 года «Тепловой аккумулятор системы предпусковой подготовки тепловозов в холодное время года».

Ключевые слова:
теплоаккумулирующий материал фазового перехода, аккумулирование тепла, прогрев, дизельный двигатель, масляная система, система охлаждения, холодный простой
Список литературы

1. Белоглазов А. К. Влияние температуры окружающей среды на работу системы охлаждения тепловоза и его агрегатов / А. К. Белоглазов, В. О. Но- сков, А. В. Чулков // Известия Транссиба. 2015. № 4 (24). С. 11–17.

2. Анисимов А. С. Экспериментальные исследования режимов охлаждения и прогрева водяной системы тепловоза / А. С. Анисимов, Н. А. Белоглазова, В. О. Носков // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: Материалы пятой всероссийской научно-технической конференции с международным участием, посвященной 75‑летию победы в Великой Отечественной войне, 85‑летию кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», 120‑летию основания Омского государственного университета путей сообщения, Омск, 12 ноября 2020 года. Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 28–35.

3. Балабин В. Н. О повышении эффективности прогрева двигателей тепловозов / В. Н. Балабин // Железнодорожный транспорт. 2022. № 11. С. 31–35.

4. Овчаренко С. М. Перспективы развития технологий прогрева тепловозов в зимний период / С. М. Овчаренко, И. С. Ринг // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки, Омск, 8 февраля 2021 года / Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Омский государственный университет путей сообщения. Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2021. С. 77–82.

5. Бакыт Г. Б. Система поддержания теплового состояния дизеля тепловоза с помощью электрического подогрева / Г. Б. Бакыт, А. Б. Бисенгалиев, М. Н. Нажуан // Молодежь в науке: Новые аргументы: VI Международный молодежный сборник научных статей, Липецк, 28 апреля 2020 года / Отв. редактор А. В. Горбенко. Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2020. С. 20–23.

6. Носырев Д. Я. Применение вторичных источников энергии для повышения эффективности эксплуатации маневровых тепловозов в зимнее время / Д. Я. Носырев, Н. В. Чертыковцева // Вестник транспорта Поволжья. 2009. № 3 (19). С. 14–18.

7. Свечников А. А. Тепловой аккумулятор как средство стабилизации температурных режимов наддувочного воздуха и рабочих жидкостей дизеля тепловоза / А. А. Свечников, А. А. Крючкова // Вестник транспорта Поволжья. 2019. № 1 (73). С. 23–28.

8. Свечников А. А. Экспериментальная оценка возможностей теплового аккумулятора с целью использования в масляной системе дизеля маневрового тепловоза / А. А. Свечников, Ю. К. Мустафаев, И. В. Метальников // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2024. Т. 83, № 1. С. 40–49.

9. Абрамов О. В. Система автоматического запуска и остановки дизеля для тепловозов / О. В. Абрамов, А. А. Кащенко // Локомотив. 2017. № 2 (722). С. 34–35.

10. Харькин А. С. Экономический эффект внедрения САЗДТ на маневровом локомотиве / А. С. Харькин // Труды 81‑й студенческой научно-практической конференции РГУПС, Воронеж, 28–29 апреля 2022 года / Ростовский государственный университет путей сообщения, филиал в г. Воронеж. Часть 4. Воронеж: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г. Воронеже, 2022. С. 50–55.

11. Свечников А. А. Исследование интенсивности падения температур рабочих жидкостей дизеля маневрового тепловоза / А. А. Свечников, И. В. Метальников // Транспортная наука и инновации: Материалы международной научно-практической конференции, Самара, 1–2 июня 2023 года. Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2023. С. 62–65.

Войти или Создать
* Забыли пароль?