ОСОБЕННОСТИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
История сертификации железнодорожной автоматики и телемеханики началась в 1990-е гг. В это время в отрасли начали активно внедряться микроэлектронные и программируемые технические средства ЖАТ, для которых достижение требуемого уровня безопасности было не столь очевидно и требовалось обязательное подтверждение их соответствия заданным требованиям безопасности. Одним из основных инструментов подтверждения соответствия стала сертификация железнодорожной автоматики и телемеханики, законодательной основой которой являлся закон СССР «О железнодорожном транспорте» (1991) и закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (1993). Вначале сертификация проводилась по добровольной схеме подтверждения соответствия, которой, в том числе, занимался созданный для этого на кафедре «Автоматика и телемеханика» ПГУПС орган по сертификации средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Начало обязательной сертификации положил закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (1995), установивший обязательность сертификации технических средств и механизмов, поставляемых на железнодорожный транспорт. Для реализации данного закона в 1997 г. МПС России был создан Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, согласно которому осуществлялась обязательная сертификация на соответствие разработанным для этого «Нормам безопасности». Традиционный подход к подтверждению соответствия требованиям безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики в виде сертификации изменился после принятия в 2011 г. Технических регламентов Таможенного союза в области безопасности железнодорожного транспорта. Данная статья посвящена анализу особенностей подтверждения соответствия железнодорожной автоматики и телемеханики, появившихся после введения в действие указанных Технических регламентов. Рассмотрены возможные, в соответствии с Техническими регламентами, отличные от устоявшейся практики формы подтверждения соответствия. Приведены примеры различных устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, подлежащих различным формам оценки соответствия. Проанализированы отличительные признаки и знаки соответствия, характерные для каждой из форм подтверждения соответствия, а также изменения, произошедшие в организационной структуре, касающиеся организаций, уполномоченных на проведение работ по подтверждению соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного союза.

Ключевые слова:
железнодорожная автоматика и телемеханика, Технические регламенты Таможенного союза, подтверждение соответствия, обязательная и добровольная сертификация, декларирование соответствия, знаки подтверждения соответствия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. О техническом регулировании : федер. закон РФ № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. : принят Гос. Думой 15 дек. 2002 г. ; одобрен Советом Федерации 18 дек. 2002 г. // Вестник Госстандарта. - 2003. - № 2. - С. 3-49.

2. О безопасности железнодорожного подвижного состава (ТР ТС 001/2011) : технический регламент : утв. решением Комиссии Таможенного союза 15.07.2011 № 710) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tsouz.ru.

3. О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта : технический регламент (ТР ТС 002/2011) : утв. решением Комиссии Таможенного союза 15.07.2011 № 710) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tsouz.ru.

4. О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта (ТР ТС 003/2011) : утв. решением Комиссии Таможенного союза 15.07.2011 № 710) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tsouz.ru.

5. Вступают в силу технические регламенты Таможенного союза в сфере железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/01-08-2014-2.aspx.

6. О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710 : решение Коллегии ЕЭК от 2 декабря 2013 г. № 285 // Таможенный вестник. - 2013. - № 24, дек. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.eurasiancommission. org.

7. О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710 : решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 февраля 2015 г. № 11 // Вестник технического регулирования. - 2015. - № 3, март [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.eaeunion.org.

8. О плане мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на 2015-2016 годы : решение совета евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. № 131 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eurasiancommission.org.

9. О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов для технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011)» : решение Коллегии ЕЭК № 226 от 2 дек. 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eurasiancommission.org.

10. О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов для технического регламента Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного (ТР ТС 002/2011) транспорта» : решение Коллегии ЕЭК № 227 от 2 дек. 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.

11. О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов для технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) : решение Коллегии ЕЭК № 228 от 2 дек. 2014 года // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eurasiancommission.org.

12. ГОСТ Р 55176.4.1-2012. Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Ч. 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний. - М. : Стандартинформ, 2013.

13. ГОСТ Р 55369-2012. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Общие технические требования. - М. : Стандартинформ, 2014.

14. ГОСТ Р 54897-2012. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях. Требования безопасности и методы контроля. - М. : Стандартинформ, 2012.

15. ГОСТ Р 54898-2012. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных переездах. Требования безопасности и методы контроля. - М. : Стандартинформ, 2012.

16. ГОСТ Р 54900-2012. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на перегонах железнодорожных линий. Требования безопасности и методы контроля. - М. : Стандартинформ, 2012.

17. ГОСТ Р 54833-2011. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных станциях. Требования безопасности и методы контроля. - М. : Стандартинформ, 2012.

18. Технические регламенты Таможенного союза: взгляд перевозчиков // Техника железных дорог. - 2014. - № 4 (28). - С. 4-10.

19. Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» : постановление Правительства РФ № 104 от 07.02.2015 г. С. 1044 // Собрание законодательства Российской Федерации [Официальный интернет-портал правовой информации]. - 2015. - № 7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. pravo.gov.ru.

Войти или Создать
* Забыли пароль?