ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОЕЗДА ДЛЯ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ ВЕТРОВЫХ НАГРУЗОК
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: данная статья посвящена актуальным вопросам учета и нормирования топливных ресурсов на тягу поездов при наличии переменных факторов, влияющих на расход. Рассматривался метеозависимый участок Приволжской железной дороги Палласовка — Верхний Баскунчак с целью доказать опытным путем при помощи имитационного моделирования наличие влияния переменных факторов на расход топлива, которые зачастую бывают нормообразующими. Предложить методику их практического учета в локомотивных депо. Методы: в статье предложена имитационная модель поезда для учета влияния ветровых нагрузок. С этой целью тяговый электропривод тепловоза с передачей постоянно-переменного тока был представлен как задатчик скорости, который поддерживает движение поезда с постоянной скоростью, равной средней технической. Для определения расхода топлива с целью определения достоверности полученных результатов и возможности сравнения с опытными статистическими величинами были использованы электромеханические характеристики тягового электродвигателя ЭД133, генератора ГС501 и эксплуатационные характеристики дизеля Д49. Результаты: в результате моделирования работы энергетической установки тепловоза получены значения абсолютного и удельного расхода топлива. Полученные результаты обладают высокой степенью достоверности, о чем свидетельствуют полученные ранее статистические данные. Практическая значимость: полученные результаты еще раз продемонстрировали влияние ветра на тягу поездов, причем на ветрозависимых участках железных дорог они являются нормообразующими. Рассмотренная модель может быть применена для целей нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов при наличии переменных факторов, влияющих на расход.

Ключевые слова:
имитационная модель поезда, ветровые нагрузки, тяга поездов, тяговая электрическая передача тепловоза, энергоэффективность
Список литературы

1. Годовой отчет ОАО «РЖД» 2018 года [Электронный ресурс]. URL: https://ar2018.rzd.ru/ ru (дата обращения: 21.03.2018).

2. Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов: сб. тр. ученых ОАО «ВНИИЖТ» / Л. А. Мугинштейн, А. И. Молчанов, С. А. Виноградов и др. М.: ВМГ-Принт, 2014. 144 с.

3. Розы ветров России [Электронный ресурс]. URL: http://lakka-sails.ru/winds/.

4. ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей. утв. 01.07.1981.

5. Гребнев И. А., Сидорова Н. Н., Пудовиков О. Е. Статистический анализ поездопотока на участке Палласовка — Верхний Баскунчак с целью выявления ветровых нагрузок // Бюллетень научных исследований. ПГУПС. 2022. № 3. С. 75–87.

6. Гребенюк П. Т. Правила тяговых расчетов для поездной работы. М.: Транспорт, 1985, 287 с.

7. Алямовский А. А. Инженерные расчеты и SolidWorksSimulation. М.: ДМК Пресс, 2010. 464 с.

8. Гребнев И. А., Пудовиков О. Е. К оценке влияния ветровой нагрузки на грузовой поезд // Известия Транссиба. ОМГУПС. Омск. 2022. № 4. С. 13–21.

9. Пудовиков О. Е. Система автоматического управления скоростью движения грузового поезда с эталонной моделью объекта управления / О. Е. Пудовиков, М. . Ю. Куликов, Е. В. Сердобинцев и др. // Прорывные технологии электрического транспорта: материалы Девятого Международного симпозиума «Элтрас-2017» (Eltrans-2017), посвященного 130-летию основания Г. К. Мерчингом электротехнической школы в России. 18–20 октября 2017 г., Санкт-Петербург. СПб.: ООО «ИПК «НП-Принт». 2019. С. 334–339.

10. Верещак Д. М. Электродвигатель тяговый постоянного тока ЭД 133 УХЛ1: протокол периодических испытаний. ТХ.218.1277. Харьков, 2015. 19 с.

11. Киржнер Д. Л., Кравченко О. В., Чикиркин О. В. и др. Магистральный грузовой двухсекционный тепловоз 2ТЭ25КМ. Руководство по эксплуатации. Ч. 1–4. 2015. 526 с.

12. Никитин Е. А. Тепловозные дизели типа Д49 / В. М. Ширяев, В. Г. Быков, Г. В. Никонов и др. Л.: Издательство «Транспорт», 1982. 254 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?