ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ТРАМВАЙНЫХ СИСТЕМАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Описываются составляющие эффекта, который может быть получен при внедрении автономного управления подвижным составом в трамвайных системах городского транспорта. Составляющие эффекта рассматриваются в зависимости от уровня автоматизированного управления, принятого в отечественной и международной нормативной документации. В статье анализируются данные по времени движения между остановочными пунктами трамвайного маршрута в различные периоды времени. Уровень затрат рассчитывается по четырем сценариям: 1) трамвай не имеет систем автоматизированного управления; 2) трамвай оснащен системой автоматизированного управления с высоким уровнем автоматизации, путь максимально изолирован от автомобильного движения с приоритетом проезда светофоров и по прежнему в нем присутствует водитель; 3) аналогично предыдущему, но трамвай оснащен системой автоматизированного управления с полным уровнем автоматизации (без водителя); 4) аналогично предыдущему, но без модернизации инфраструктуры. На основе проведенного исследования можно сделать вывод что, используя трамвайные вагоны с автоматизированной системой управления перевозчик может получить эффект от снижения эксплуатационных затрат, за счет уменьшения времени проезда трамваями оборотного рейса и как следствие, сокращение потребного количества трамваев для выполнения того же объема транспортной работы и от снижения эксплуатационных затрат, в связи с отсутствием необходимости использования водителя, даже при том, что стоимость приобретения трамваев, оборудованных средствами автоматизации, значительно повышается. Однако, максимальный эффект от внедрения автоматизированного управления, можно получить в синергии двух вышеперечисленных эффектов.

Ключевые слова:
автономное управление, трамвайное движение, эффективность управления, автоматизированная система управления, автоведение, трамвайный маршрут
Список литературы

1. Gorev A., Solodkiy A., Popova O., et al. Formation of priority movement corridors of urban passenger transport // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Volume 632, International Conference on Innovations in Automotive and Aerospace Engineering 27 May to 1 June 2019, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russiahttps://doi.org/10.1088/1757-899X/632/1/012013.

2. Горев А. Э. Основные задачи развития пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге // Транспорт Российской Федерации. 2020. № 3-4 (88-89). С. 59-62. EDN RJLSKC.

3. The Autonomous Simens tram / Andrew W. Palmer; Albi Sema; Wolfram Martens; Peter Rudolph; Wolfgang Waizenegger // 2020 IEEE 23rd International Conference on Intelligent Transportation Systems (ITSC), 20-23 September 2020. DOI:https://doi.org/10.1109/ITSC45102.2020.9294699.

4. Городской транспорт. Система помощи машинисту на базе искусственного интеллекта COGNITIVE TRAM PILOT [Электронный ресурс]. URL: https://cognitivepilot.com/products/cognitivetram-pilot/?ysclid=lslajhtio9436736255 (дата обращения: 15.02.2024).

5. Нормативное регулирование эксплуатации беспилотных транспортных средств: состояние и перспективы / С. В. Жанказиев, А. И. Воробьев, А. Ю. Забудский [и др.] // Информационные технологии и инновации на транспорте: Материалы 5-й Международной научно-практической конференции, Орел, 22-23 мая 2019 года / Под общей редакцией А. Н. Новикова. Орел: Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, 2020. С. 190-198. EDN CWQOSA.

6. Pierre Verzat, Pierre Gosset. Automated and Autonomous Public Transport Possibilities, Challenges and Technologies. - SYSTRA, 20 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.systra.com/wp-content/uploads/2020/09/systra-automated_and_autonomous_public_transport_2018.pdf (дата обращения: 20.02.2024).

7. Technical Description of the SIRIO Platform Vehicle. AnsaldoBreda, 92 p.

8. SAE J30162018 Taxonomy and Definitions for Terms Related to On Road Motor Vehicle Automated Driving Systems, SAE, 2021. 35 p.

9. IEC 62290-1 Railway applications - Urban guided transport management and command/control systems - Part 1: System principles and fundamental concept. Edition 2.0, IEC, 2014. 13 p.

10. Приказ Минтранса РФ от 20 октября 2021 г. № 351 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

11. Wadud Z. Fully automated vehicles: a cost of ownership analysis to inform early adoption // Transp. Res. A Policy Pract. 101. 2017. P. 163-176.

12. Wadud Z., MacKenzie D., Leiby P. Help or hindrance? The travel, energy and carbon impacts of highly automated vehicles // Transp. Res. A Policy Pract. 86. 2016. P. 1-18.

13. Jansson J. O. A simple bus line model for optimization of service frequency and bus size // J. Transp. Econ. Policy. 1980. 14 (1). P. 53-80.

14. Ongel A., Loewer E., Roemer F., et al. Economic assessment of autonomous electric microtransit vehicles. Sustainability 11 (3), 2019 [Электронный ресурс]. URL: Sustainability | Free Full-Text | Economic Assessment of Autonomous Electric Microtransit Vehicles (mdpi.com) (дата обращения: 21.02.2024).

15. National Guidelines for Transport System Management in Australia, vol. 4. Urban Transport. Australian Transport Council, 2006 [Электронный ресурс]. URL: PPT - National Guidelines for Transport System Management in Australia PowerPoint Presentation - ID:7087241 (slideserve.com) (дата обращения: 22.02.2024).

16. Abe R. Introducing autonomous buses and taxis: quantifying the potential benefits in Japanese transportation systems // Transp. Res. A Policy Pract. 126. 2019. P. 94-113.

17. Tirachini A., Antoniou C. The economics of automated public transport: Effects on operator cost, travel time, fare and subsidy. Economics of Transportation 21 (2020) 100151.

18. Bosch P. M., Becker F., Becker H., et al. Cost-based analysis of autonomous mobility services // Transp. Policy 64. 2018. P. 76-91.

19. Kyriakidis M., de Winter J. C. F., Stanton N., et al. A human factors perspective on automated driving // Theor. Issues Ergon. SCI. 20 (3). 2019. P. 223-249.

20. Lazarus J., Shaheen S., Young S. E., et al. Shared Automated Mobility and Public Transport // Road Vehicle Automation. 2018. Vol. 4. P. 141-161.

21. Almlöf E., Nybacka M., Pernestål A., et al. Will leisure trips be more affected than work trips by autonomous technology? Modelling self-driving public transport and cars in Stockholm //Transportation Research Part A Policy and Practice 165. 2022. P. 1-19.

Войти или Создать
* Забыли пароль?