ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ В КОЛЛЕКТОРНОМ И АСИНХРОННОМ ТЯГОВЫХ ПРИВОДАХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: Провести экспериментальное исследование показателей качества потребления электрической энергии для серийно выпускаемых грузовых электровозов переменного тока 2(3)ЭС5К с коллекторным тяговым приводом и электровозов 2(3)ЭС5С с асинхронным тяговым приводом, дать их сопоставление и сравнительный анализ. Методы: Приведены основные технические характеристики коллекторного ТЭД НБ-514Е и асинхронного ТЭД ДТА-1100. Предложена схема измерений напряжения и тока на сетевой обмотке трансформатора. Мониторинг параметров выполнен непосредственно на электровозах с помощью специального метрологического оборудования. Обработка экспериментальных данных основана на разложении исходного сигнала на гармонические составляющие при помощи быстрого преобразования Фурье (FFT). Результаты: Получены параметры гармоник напряжения и тока, сдвиг фаз, а также значения активной и реактивной мощностей соответствующих гармоник. Выполнен анализ спектрального состава напряжения и тока. Сравнительный анализ результатов, полученных для электровозов с коллекторным и асинхронным тяговыми приводами в режиме тяги, показал, что коэффициент мощности составляет 0,65 и 0,99 соответственно; а коэффициент нелинейных искажений тока — 0,53 и 0,15. Сделан вывод о гораздо более высоком качестве потребления электрической энергии в асинхронном тяговом приводе. Практическая значимость: Основываясь на полученных конкретных значениях показателей качества потребления электрической энергии в коллекторном и асинхронном тяговых приводах в режиме тяги, можно перейти к получению экономических оценок перевода локомотивного парка ОАО «РЖД» на электровозы нового поколения серии 2(3)ЭС5С.

Ключевые слова:
Грузовой электровоз переменного тока, коллекторный тяговый привод, асинхронный тяговый привод, экспериментальное исследование качества потребления электрической энергии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Гапанович В. А. Энергосбережение на железнодорожном транспорте / В. А. Гапанович, В. Д. Авилов, Б. А. Аржанников и др.; под ред. В. А. Гапановича. - М.: МИСиС, 2012. - 620 с.

2. Brecher A. Best Practices and Strategies for Improving Rail Energy Efficiency: Technical reports / A. Brecher, J. Sposato, B. Kennedy // Office of Research and Development. Washington, DC 20590. - Report number: DOT/FRA/ORD-14/02. - 28 Jan. 2014.

3. URL: https://ar2019.rzd.ru/ru/appendices.

4. Дубровский З. М. Электровозы ВЛ60к и ВЛ60пк / З. М. Дубровский, Л. М. Лорман. - М.: Транспорт, 1993. - 400 с.

5. Николаев А. О. Устройство и работа электровоза BЛ80с / А. О. Николаев, Н. В. Сесявин. - М.: Маршрут, 2006. - 512 с.

6. Осинцев И. А. Устройство, эксплуатация и ремонт электровозов серии 2ЭС5К / И. А. Осинцев, А. А. Логинов. - М.: ОАО «Российские железные дороги», 2014. - 465 с.

7. Никитенко А. Г. Математическое моделирование динамики электровозов / А. Г. Никитенко, Е. М. Плохов, А. А. Зарифьян и др. - М.: Высшая школа, 1998. - 274 с.

8. Литовченко В. В. Математическая модель коллекторного тягового электродвигателя / В. В. Литовченко, Д. В. Кокорин, Д. В. Назаров // Электротехника. - 2014. - № 8. - С. 22-29.

9. Литовченко В. В. Имитационная модель электровоза постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями / В. В. Литовченко, Д. В. Назаров,  В. А. Шаров  // Электротехника. - 2019. - № 9. - С. 60-66.

10. Ягуп В. Г. Математическое моделирование электропривода электровоза 2ЭЛ5 в режиме тяги / В. Г. Ягуп, А. А. Краснов // Збірник наукових праць Українського державного університету залізничного транспорту. - 2017. - Вип. 170. - С. 20-31.

11. Kolpakhchyan P. Systems Approach to the Analysis of Electromechanical Processes in the Asynchronous Traction Drive of an Electric Locomotive / P. Kolpakhchyan, A. Zarifian, A. Andruschenko // Rail Transport - Systems Approach. Studies in Systems, Decision and Control. - 2017. - Vol 87. Springer, Cham. - DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-319-51502-1_3.

12. Власьевский С. В. Сравнение энергетической эффективности тягового электропривода электровозов переменного тока на основе коллекторных и асинхронных двигателей / С. В. Власьевский, B. A. Кучумoв, В. Г. Щербаков // Электротехника. - 2017. - № 9. - С. 72-78.

13. Бессонов Л. А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи / Л. А. Бессонов. - М.: Гардарики, 2007. - 701 с.

14. Chen W. K. The Electrical Engineering Handbook / W. K. Chen. - Academic Press, 2004. - 1018 p.

15. Евстафьев А. М. Повышение энергетической эффективности электровозов переменного тока / А. М. Евстафьев, А. Н. Сычугов // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2013. - № 1. - С. 22-30.

16. Зак В. В. Перспективные способы повышения энергетической эффективности электровозов переменного тока / В. В. Зак, С. А. Старовойтов, И. Ю. Мартынюк // Железнодорожный транспорт. - 2022. - № 9. - С. 40-44.

17. Электровозы 2ЭС5С и 3ЭС5С: асинхронная тяга под флагом России // Техника железных дорог. - 2020. - № 1(49). - С. 10-13.

Войти или Создать
* Забыли пароль?