Цель: Установить особенности работы сборных железобетонных водопропускных труб во вмещающем грунтовом массиве двухпутной насыпи с учетом взаимодействия сборных конструкций тела трубы с грунтом. Проанализировать разнонаправленное относительно первого и второго путей сочетание воздействий горизонтальных составляющих поездных нагрузок при встречном прохождении поездов в зоне трубы. Дать предложения по выбору способов усиления конструкций сборных труб с учетом условий их работы в двухпутном земляном полотне. Методы: Анализ и использование аналитических и экспериментальных методов исследований для оценки работы водопропускных труб в теле земляного полотна, в том числе на двухпутных участках. Аналитическое сопоставление результатов исследований и данных инструментальных наблюдений. Результаты: Установлены особенности взаимодействия тела сборной водопропускной трубы с телом двухпутной насыпи при разнонаправленной горизонтальной составляющей поездной нагрузки, проанализирован характер распределения вдоль тела трубы напряженно-деформированного состояния вмещающего массива грунта двухпутного земляного полотна. Показано негативное влияние на тело сборной водопропускной трубы в насыпи на двухпутных участках сочетания разнонаправленного воздействия относительно первого и второго путей горизонтальных составляющих поездных нагрузок при встречном прохождении поездов. Практическая значимость: Полученные результаты о картине напряженно-деформированного состояния вмещающего грунтового массива и распределения усилий вдоль тела трубы при сочетании разнонаправленных горизонтальных воздействиях на двухпутной земляном полотне позволили установить характер их совместной работы. Это явилось основой для разработки предложения по выбору способов усиления конструкций труб с учетом условий их работы в земляном полотне двухпутных участков пути.
Сборная водопропускная труба, двухпутное земляное полотно, поездная нагрузка, горизонтальная составляющая нагрузки, активное и пассивное давления, методы усиления конструкции
1. Прокудин И. В. Распространение в железнодорожных насыпях колебаний, возникающих от проходящих поездов / И. В. Прокудин // Вопросы земляного полотна и геотехники на железнодорожном транспорте. - 1980. - Вып. 208/29. - С. 24-30.
2. Смолин Ю. П. Исследование колебаний двухпутных железнодорожных насыпей от поездной нагрузки / Ю. П. Смолин // Известия вузов. Серия: Строительство и архитектура. - 1986. - № 5. - С. 1-20.
3. Кузахметова Э. К. Учет особенностей механического отклика слабых грунтов на действие внешней нагрузки на примере линейных транспортных сооружений / Э. К. Кузахметова, Я. О. Пономарев, Н. С. Степаненко // Полевые и лабораторные методы исследования грунтов: материалы Общероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 15-25.
4. Дыдышко П. И. Осадки пути и горизонтальные перемещения рельсовпод поездной нагрузкой / П. И. Дыдышко, В. В. Макаров // Вестник ВНИИЖТА. - 2010. - № 1. - С. 19-21.
5. Коншин Г. Г. Работа земляного полотна под поездами / Г. Г. Коншин. - Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012. - 208 с.
6. Колос А. Ф. Прогнозирование несущей способности и деформативности подшпального основания при повышенных вибродинамических нагрузках / А. Ф. Колос, Е. И. Шехтман, В. В. Говоров и др. // Бюллетень результатов научных исследований. - 2018. - № 2. - С. 60-66.
7. Серебряков Д. В. Исследование колебательных процессов в земляном полотне на участках сопряжения с мостами / Д. В. Серебряков, А. А. Конон, В. В. Ганчиц // Путь и путевое хозяйство. - 2017. - № 9. - С. 9-11.
8. Александров А. С. Исследование вертикальных напряжений в земляном полотне с учетом распределяющей способности грунтов / А. С. Александров, Н. П. Александрова, Н. В. Кузин и др. // Транспортное строительство. - 2010. - № 8. - С. 18-21.
9. Справочник геотехника. Основания, фундаменты и подземные сооружения / Под общей ред. В. А. Ильичева и Р. А. Мангушева. - М.: АСВ, 2016. - 1040 с.
10. Караулов А. М. Определение предельных давлений на ограждения учетом сейсмических воздействий / А. М. Караулов, К. В. Королев, Ю. П. Смолин // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2017. - № 4(43). - С. 49-53.
11. Саммаль А. С. Аналитический метод определения напряженного состояния многослойной обделки, создаваемой в результате восстановительного ремонта коллекторного тоннеля / А. С. Саммаль, О. М. Левищева, Т. Г. Саммаль // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. - 2013. - № 1. - С. 158-163.
12. Патент № 2016100526 Российская Федерация RU 2620478 C1. Конструкция для внутренней защиты водопропускных систем и способ восстановительных работ с ней (варианты). Заявка № от 11.01.2016.
13. Церех С. Г. Прогнозирование поведения водопропускных труб с учетом деформаций и повреждений эксплуатационного характера / С. Г. Церех, И. Г. Овчинников // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. - 2022. - № 3. - С. 79-87.
14. Перминов Н. А. Инновационная геотехнология ремонта водопропускных сооружений / Н. А. Перминов, И. П. Сафонов, А. Н. Перминов // Путь и путевое хозяйство. - 2017. - № 9. - С. 16-21.