УДК 656.13 Организация и эксплуатация автомобильного транспорта. Движение автомобилей. Общие вопросы
Цель: Исследование субъективной оценки межличностных отношений, переживания одиночества и характеристик темперамента у студентов транспортного вуза. Объектом эмпирического исследования выступили: юноши и девушки в возрасте от 17 до 22 лет, 56 человек, из которых 25 девушек и 31 юношей ПГУПС. Методы. Аналитико-теоретический, тестирование. Анализ результатов осуществлялся с помощью математико-статистической обработки данных с применением критериев различия (t-критерий Стьюдента), корреляционного анализа (критерий корреляции Пирсона). Методики, используемые в исследовании: субъективная оценка межличностных отношений, С. В. Духновского, опросник переживания одиночества в адаптации Е. А. Манаковой, личностный опросник Г. Айзенка. Результаты: Доказано, что показатели всех респондентов находятся на среднем уровне, что характеризует современных студентов как людей с умеренной степенью выраженности напряженности, отчужденности, конфликтности во взаимоотношениях, не ярко переживающих все типы одиночества. Получены различия по половому признаку: результаты девушек значимо выше по шкалам «Нейротизм», «Напряженность», «Переживание одиночества как негативного чувства», что характеризует женскую выборку как более уязвимую с точки зрения стрессоустойчивости. Юношам свойственно при увеличении стремления дистанцироваться от других людей, отсутствие доверия, переживать большинство из типов одиночества. При этом, для всех исследуемых студентов характерно развитие негативных межличностных проявлений при возрастании чувства одиночества во взаимоотношениях. Практическая значимость: Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках воспитательной и коррекционно-развивающей работы в вузе, а также как основа программ, направленных на развитие саморегуляции, особенно в группе девушек и коммуникативных тренингов для юношей, что в дальнейшем поможет будущим специалистам сферы транспорта стать успешными профессионалами.
Межличностные отношения, одиночество, студенты, темперамент, отчужденность, нейротизм, девушки, юноши
1. Ермакова Е. С. Совладающее поведение как фактор личностно-профессионального развития студентов транспортного вуза в условиях социально-психологической и экономической неопределенности и кризисных явлений / Е. С. Ермакова // Развитие человека в условиях социально-психологической и экономической неопределенности и кризисных явлений. - СПб.: АНО «София», Издательский проект «Твой текст», 2022. - С. 73-99.
2. Карагачева М. В. Технология проведения социально-психологических тренингов в дистанционном формате / М. В. Карагачева, Н. Б. Казначеева // Пространство образования и личностного развития: практики исследования и сотрудничества: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Ярославль, 09-10 декабря 2021 года. - Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», 2022. - С. 93-98.
3. Бендюков М. А. Развитие человека в условиях социально-психологической и экономической неопределенности и кризисных явлений / М. А. Бендюков, Е. С. Ермакова, М. В. Иванов и др. - СПб.: АНО «София», Издательский проект «Твой текст», 2022. - 192 с.
4. Синельникова Е. С. Самоорганизация и удовлетворенность жизнью студентов на самоизоляции / Е. С. Синельникова // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования: материалы научной конференции, Москва, 27-28 апреля 2021 года. - Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. - С. 170-175.
5. Церфус Д. Н. Психологическое благополучие и локус контроля студентов транспортного вуза / Д. Н. Церфус, М. В. Карагачева // III Бетанкуровский международный инженерный форум: cборник трудов, Санкт-Петербург, 02-03 декабря 2021 года. - СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2021. - С. 183-185.
6. Ященко Е. Ф. Проблема самоактуализации, психологического благополучия и субъективного счастья в период пандемии и социальной изоляции / Е. Ф. Ященко // Проблемы социальной психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, 16 апреля 2021 года. - СПб., 2021. - С. 34-35.
7. Ященко Е. Ф. Смысложизненные ориентации и толерантность к неопределенности в период пандемии у студентов транспортного вуза / Е. Ф. Ященко, Е. С. Синельникова, М. Е. Шумов // Транспорт БРИКС. - 2023. - Т. 1. - Вып. 1. - Ст. 6. - DOI:https://doi.org/10.46684/2023.1.6.
8. Komarova A. V. Features of Coping Strategies of Students of a Technical University with Different Experience of Participation in Group Activities / A. V. Komarova, T. V. Slotina, K. P. Zakharov et al. // Mobility for Smart Cities and Regional Development - Challenges for Higher Education. Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2021), Volume 2: Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative, Dresden, Germany, September 22-24, 2021. - Dresden, Germany: Springer Nature Switzerland, 2022. - Pp. 275-282. - DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-93907-6_29.
9. Шаймарданова А. В. Одиночество студентов в процессе социально-психологической адаптации к новым условиям / А. В. Шаймарданова, Е. Н. Кулакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 3. - С. 50.
10. Ишмухаметов И. Н. Психометрические характеристики шкалы одиночества UCLA (версия 3): изучение студентов вуза / И. Н. Ишмухаметов // Computer Modelling and New Technologies. - 2006. - Т. 10. - № 3. - C. 89-95.
11. Крюкова Т. Л. Психология совладания с одиночеством / Т. Л. Крюкова // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 49. - C. 1.
12. Осин Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 1. - C. 55-81.
13. Рыжакова Е. В. Проблема одиночества современной студенческой молодежи / Е. В. Рыжакова // Нижегородский психологический альманах. - 2018. - № 1. - С. 1-6.
14. Харланова А. О. Исследование одиночества у студентов 1 курса / А. О. Харланова // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Казань, 26 сентября 2017 года. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2017. - С. 162-164.
15. Пьянкова Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6(121). - С. 102-107.
16. Любякин А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л. В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2. - С. 149-156.
17. Любякин А. А. Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов / А. А. Любякин, О. Г. Бердюгина, Н. О. Дубинина // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 9. - С. 101-107. - DOI:https://doi.org/10.26170/po18-09-14.
18. Балкизова Ф. Б. Влияние темперамента на межличностные отношения у студентов / Ф. Б. Балкизова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 27. - С. 8-12.
19. Милованова О. А. Влияние различных типов темперамента на стиль межличностного общения / О. А. Милованова // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2018. - № 2(82). - С. 21-22.
20. Молоканов А. В. Исследование влияния свойств темперамента на межличностные отношения в группе студентов / А. В. Молоканов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № T18. - С. 1-5.
21. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. - СПб.: Речь, 2010. - 141 с.
22. Чернова Г. Р. Психология общения / Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина. - СПб.: Питер, 2017. - 240 с.
23. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений: описание методики / С. В. Духновский // Вестник Курганского государственного университета. - 2006. - С. 84-89.
24. Манакова Е. А. Опросник переживания одиночества / Е. А. Манакова // Сибирский психологический журнал. - М., 2018. - С. 149-167.
25. Лихтенштейн В. И. Определение типа темперамента по тесту Г. Айзенка / В. И. Лихтенштейн, В. В. Конашков. - М.: Учебное электронное текстовое издание. - 2012. - С. 1-16.