УДК 629.4.087 Специальное базовое оборудование и технические операции для торможения и остановки
Цель: Описание конструкции дискового тормоза с термоизолированными узлами трения и особенностей его изготовления. Методы: Анализ свойств фрикционных материалов для узлов трения железнодорожного дискового тормоза. Результаты: Предложена конструкция дискового тормоза с термоизолированными узлами трения, характерной особенностью которого является термоизоляция узлов трения А и В друг от друга. Кроме того, в узлах трения — тормозных дисках и тормозных накладках — используются разные фрикционные материалы. Основной принцип функционирования дискового тормоза заключается в компенсации силы трения узла трения А в условиях низких температур, в котором размещен фрикционный материал на основе углерода. Приведены особенности изготовления тормоза. Отмечается, что рекомендованным материалом для термоизолированных рабочих деталей дискового тормоза является хризотил-асбест. Этот материал имеет низкую теплопроводность и приемлемую стоимость. Клеевые соединения при термоизолировании тормозных дисков рекомендуется осуществлять на основе клея АВRO TM-185. Практическая значимость: Описаны конструкция и особенности изготовления дискового тормоза с термоизолированными узлами трения, а также определены наилучшие фрикционные материалы для него. Результаты исследования могут быть использованы в специализированных и локомотивостроительных предприятиях с целью устранения существующих недостатков, касающихся характеристик трения применяемых фрикционных материалов, а также сокращения издержек на изготовление дискового тормоза на основе углерода.
Дисковый тормоз, узел трения, термоизолирующий элемент, фрикционные материалы, коэффициент трения, углерод, асбест, теплопроводность, температура применения
1. Тормозные системы D2: Карбон-керамические. - 2013. - URL: https://b-fast.ru/shop/tormoznye-sistemy/karbon-keramicheskie/ (дата обращения: 17.02.2023).
2. Каковы преимущества карбоно-керамических тормозов? - 2015. - URL: https://auto.today/bok/4559-kakovy-preimuschestva-karbono-keramicheskih-tormozov-stoit-li-ih-pokupat.html (дата обращения: 17.02.2023).
3. Патент № 150103 Украина, МПК (2006): F16D 25/00. Дисковый тормоз: № u202105230: заявл. 15.09.2021: опубл. 29.12.2021 / Осенин Ю. И., Кривошея Д. С., Кривошея Ю. В. и др.
4. Крагельский И. В. Узлы трения машин: Справочник / И. В. Крагельский, Н. М. Михин. - М.: Машиностроение, 1984. - 280 с.
5. Чичинадзе А. В. Основы трибологии (трение, износ, смазка): учебн. для техн. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Чичинадзе, Э. Д. Браун, Н. А. Буше и др.; под общ. ред. А. В. Чичинадзе. - М.: Машиностроение. 2001. - 663 с.
6. Асбест. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Асбест (дата обращения: 18.02.2023)
7. Термостійкі технічні тканини з скловолокна - сучасна альтернатива асботканям ГОСТ 6102-78 // Економі інженерний центр. - URL: https://gasket.kiev.ua/ua/a339489-termostojkie-tehnicheskie-tkani.htmlссылка (дата обращения: 02.03.2023).
8. Insulation. Isolationsmaterialien. isotherm // Frenzelit. - URL: https://www.frenzelit.com/en/products/insulation/insulation-materials/isotherm (дата обращения: 02.03.2023).
9. Асбест: вред, свойства, характеристики, применение асбеста в Украине // Политех. Инженерная компания. - 2014. - URL: https://politeh.biz/ru/asbest-vred-svoystva-kharakteristiki-primenenie-asbesta-v-ukraine/ (дата обращения: 25.02.2023).
10. Термометалл ABRO // ABRO. - 2023, ООО «АБРО Индастрис». - URL: https://abro-ind.ru/catalog/auto/glue/item-2095/ (дата обращения: 03.03.2023).