Цель: Обоснование необходимости рационального выбора значений параметров системы автоматического управления (САУ) скоростью локомотива длинносоставного грузового поезда по условию обеспечения необходимого качества управления САУ. Выбор метода решения задачи параметрического синтеза САУ и показателей качества управления. Отыскание рациональных с точки зрения принятой системы оценки качества управления параметров САУ для поездов различной массы и длины. Методы: Математического и имитационного моделирования, теории электрической тяги, теории автоматического управления, многокритериальной оптимизации. Результаты: При решении задачи параметрического синтеза для рассматриваемой САУ скоростью установлено, что ее параметры зависят от длины поезда и его массы. Найдены аналитические зависимости, устанавливающие функциональную связь между средней массой вагона поезда и параметрами САУ скоростью. Практическая значимость: Полученные зависимости могут быть реализованы в виде адаптера в составе системы автоматического управления, позволяя осуществлять оперативную настройку параметров САУ в зависимости от средней массы вагона поезда.
Динамика поезда, длинносоставный грузовой поезд, методы оптимизации, многокритериальная оптимизация, параметрический синтез, показатели качества, регулятор скорости, система автоматического управления скоростью
1. ГОСТ 33211-2014. Вагоны грузовые: требования к прочности и динамическим качествам. - М.: Стандартинформ, 2016. - 53 с.
2. Блохин Е. П. Расчеты и испытания тяжеловесных поездов / Е. П. Блохин, Л. А. Манашкин, Е. Л. Стамблер и др.; под ред. Е. П. Блохина. - М.: Транспорт, 1986. - 263 с.
3. Савоськин А. Н. Автоматизация электроподвижного состава: учебник для вузов ж.-д. трансп. / А. Н. Савоськин, Л. А. Баранов, А. В. Плакс и др.; под ред. А. Н. Савоськина. - М.: Транспорт, 1990. - 311 с.
4. Pudovikov O. E. Application of reference train model in automatic control system of freight-train speed / O. E. Pudovikov, S. V. Bespal’ko, M. D. Kiselev et al. // Russian Electrical Engineering. - 2017. - Iss. 9. - Pp. 563-567.
5. Жухин Н. О. Совершенствование алгоритмов управления движения длинносоставных грузовых поездов / Н. О. Жухин, О. Е. Пудовиков // Электротехника. - 2021. - № 9. - С. 41-46.
6. Блохин Е. П. Динамика поезда (нестационарные продольные колебания) / Е. П. Блохин, Л. А. Манашкин. - М.: Транспорт, 1982. - 222 с.
7. Жухин Н. О. Новые подходы к разработке систем автоматического управления скоростью длинносоставных грузовых поездов / Н. О. Жухин, О. Е. Пудовиков // Известия Транссиба. - 2020. - № 4. - С. 81-89.
8. Баранов Л. А. Критерии качества регулирования скорости поезда / Л. А. Баранов, А. Н. Савоськин, О. Е. Пудовиков // Мир транспорта. - 2009. - № 4. - С. 50-56.
9. Брахман Т. Р. Многокритериальность и выбор альтернативы в технике / Т. Р. Брахман. - М.: Радио и связь, 1984. - 288 с.
10. Дехтяренко В. А. Методы многокритериальной оптимизации сложных систем при проектировании / В. А. Дехтяренко, Д. А. Своятыцкий. - Киев: АН УССР, 1976. - 41 с.
11. Пудовиков О. Е. Параметрический синтез системы автоматического управления скоростью движения грузового поезда / О. Е Пудовиков // Транспорт: наука, техника, управление: научный информационный сборник. - 2010. - № 4. - С. 22-27.
12. Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование / Д. Химмельблау; пер. с. англ. - М.: Мир, 1975. - 534 с.