Тверь, Тверская область, Россия
Цель: Обеспечение доступности для маломобильных групп населения объектов и услуг в сфере железнодорожного транспорта, что обеспечит их мобильность, а также возможности доступа к различным объектам и услугам (медицинским, образовательным, культурным и т. д.). Методы: Анализ и оценка требований законодательных, нормативных и отраслевых документов для обеспечения маломобильных групп населения равными с другими гражданами политическими, экономическими, гражданскими правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Обзор и анализ зарубежного опыта по использованию пассажирских вагонов для перевозки маломобильных групп населения. Совместная проработка вопроса ОАО «РЖД» с научными организациями ВНИИЖТ и ВНИИЖГ, а также с Всероссийским обществом инвалидов. Результаты: На основании проведенных технико-экономических исследований принято решение размещать специализированное купе для перевозки инвалида-колясочника в штабном вагоне. Для этого организована специальная зона с нетормозного конца штабного вагона, включающая в себя адаптированное купе, адаптированный туалет, широкий коридор и тамбур, оборудованный стационарным подъемным устройством для посадки/высадки инвалидов-колясочников. Обоснован минимально необходимый перечень оборудования для оснащения адаптированного купе и туалета. Все эти предложения вошли в техническое задание на новый штабной вагон с кузовом из нержавеющей стали. Проведен анализ востребованности штабных вагонов со специальной зоной для перевозки инвалидов-колясочников и объемы ежегодных перевозок за последний период. На основании анализа пассажирооборота маломобильных групп населения и оценки опыта европейских железных дорог рекомендовано провести работы по увеличению мест в штабных вагонах для пассажиров указанной категории. Практическая значимость: На основании проведенных исследований показана необходимость увеличения количества мест для пассажиров-колясочников с сопровождающими лицами. Показано, что эта задача может быть решена на базе штабных вагонов с кузовом из нержавеющих сталей. Еще большая перспектива по увеличению мест для пассажиров-колясочников открывается в разрабатываемых новых вагонах («Партии 2023»), для которых будет использован габарит Т (увеличение ширины вагона от 3100 мм до 3400 мм) с продольным расположением спальных мест в купе.
Маломобильная группа населения, специализированная зона, штабной вагон, адаптированное купе, стационарный подъемник
1. Ермишкин И. С. В новый век - в новом вагоне / И. С. Ермишкин // Тяжелое машиностроение. - 1998. - № 8. - С. 30-33.
2. Корнев Ю. В. Обеспечение доступности инфраструктуры и пассажирского парка качественными услугами для пассажиров с ограниченными физическими возможностями / Ю. В. Корнев, В. С. Покровский, О. С. Самошкин // Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты: сборник тезисов VIII Международной научной-технической конференции. - СПб.: ПГУПС, 2013. - С. 48-51.
3. ТУ 3183-015-05744544-99. Вагон пассажирский купейный штабной модели 61-4188. - Тверь: ОАО «ТВЗ», 2000. - 67 с.
4. ТУ 3183-014-05744544-1999. Вагон пассажирский купейный штабной модели 61-4186. - Тверь: ОАО «ТВЗ», 1999. - 75 с.
5. ГОСТ Р 52286-2004. Кресла-каталки транспортные реабилитационные. Основные параметры. Технические требования. - М.: Стандартинформ, 2005. - 46 с.
6. Бобрышев К. В. Перспективный пассажирский подвижной состав / К. В. Бобрышев, Ю. В. Корнев, В. С. Покровский и др. // Железнодорожный транспорт. - 2015. - № 7. - С. 43-45.
7. ТУ 3183-029-05744544-2008. Вагон пассажирский купейный штабной модели 61-4445. - Тверь: ОАО «ТВЗ», 2008. - 86 с.
8. Корнев Ю. В. Обеспечение пассажиров с ограниченными физическими возможностями качественными услугами на железнодорожном транспорте / Ю. В. Корнев, В. С. Покровский, О. С. Самошкин // Вагонный парк. - 2014. - № 4. - С. 38-40.
9. СП 2.5.1198-03. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - первым заместителем Министерства здравоохранения РФ Г. Г. Онищенко 3 марта 2003 г.
10. Кравцов Г. А. Тенденции пассажирского вагоностроения / Г. А. Кравцов, С. Л. Самошкин, В. М. Бабиев и др. // Железнодорожный транспорт. - 1989. - № 8. - С. 43-45.
11. Аксенов В. А. О подходе к организации доступной среды для маломобильных пассажиров в поездах международного сообщения / В. А. Аксенов, О. С. Самошкин, О. С. Юдаев и др. // Наука и техника транспорта. - 2015. - № 3. - С. 13-16.
12. ТУ 3183-050-05744544-2012. Вагон пассажирский спальный для международных сообщений типа RIC модели 61-4447. - Тверь: ОАО «ТВЗ», 2012. - 61 с.
13. Стратегия развития АО «ФПК» до 2030 г. и основные приоритеты его развития до 2015 г. - М.: АО «ФПК», 2012. - 54 с.
14. Поярков М. Г. Двухвагонный сцеп пассажирских вагонов: технические решения и уровень комфорта пассажиров / М. Г. Поярков, О. С. Самошкин // Вагоны и вагонное хозяйство. - 2022. - № 1(69). - С. 35-38.
15. ГОСТ 33190-2019. Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Технические требования для перевозки инвалидов и методы контроля. - М.: Стандартинформ, 2020. - 40 с.