УДК 656.025.4 Перевозки грузов. Общие вопросы
Цель: в настоящее время концепция бизнес-модели не ограничивается только способами получения прибыли или привлечения клиентов. Бизнес-модель должна учитывать потребности и конечные цели потребителей, создавать цель для клиентов и для самой организации. Транспортная организация и транспортная услуга по перевозке относятся к категории традиционных видов услуг, при этом одной из составляющих успеха будет наличие жизнеспособной стратегии развития и соответствующей ей бизнес-модели при условии ее регулярного обновления, следовательно, актуальным становится формирование методик, способствующих развитию транспортных организаций в условиях трансформации концепции транспортной услуги. Таким образом, целью данной статьи является разработка методологии формирования бизнес-моделей транспортной организации в условиях трансформации концепции транспортной услуги. Ставятся задачи по выявлению особенностей формирования бизнес-моделей в зависимости от видов деятельности, а также разработке методических положений формирования бизнес-модели транспортных организаций в условиях трансформации концепции транспортной услуги. Методы: Методология исследования представляет собой анализ и систематизацию теоретических исследований, охватывающих как теоретические пути построения бизнес-модели, так и комплексные методологические основы разработки бизнес-моделей в разрезе отраслевой специфики, а также с учетом развития процессов цифровизации в сфере транспорта. Результаты: Результатами исследования стали обоснование приоритета стратегической ориентации развития транспортной организации в условиях трансформации концепции транспортной услуги, оценка методологических подходов к разработке бизнес-модели с обозначением возможности их применения для транспортной организации; систематизация методов оценки деятельности транспортной организации, а также разработка бизнес-модели транспортной организации с выделением ее элементов. Практическая значимость: на основании исследования были разработаны методические положения формирования бизнес-модели транспортных организаций в условиях трансформации концепции транспортной услуги.
Бизнес-модель, бизнес-модель транспортной организации, транспортная услуга, цифровизация
1. Kuzmina-Merlino I. Theoretical view on the designing of prototype of business model for a transport company / I. Kuzmina-Merlino, O. Skorobogatova // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. - Vol. 879. - Pp. 487-495. - DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-02305-8_59.
2. Sinkevičius G. Application of business management systems in developing the operation of railway transport / G. Sinkevičius, A. Jarašuniene, K. Čižiuniene // Transport Means: Proceedings of the International Conference. - 2016. - Pp. 1115-1120.
3. Stemmler L. Global Value Chains and Supply Chain Trade: How Organizations Create Sustainable Business Models / L. Stemmler // Lecture Notes in Logistics. - 2018. - Pp. 184-188. - DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-319-74225-0_25.
4. Groznik A. Business model design using business process modelling: Case of slovenian transport logistics cluster creation / A. Groznik // Proceedings of 23rd European Conference on Modelling and Simulation. - ECMS, 2009. - Pp. 11-17. - DOI:https://doi.org/10.7148/2009-0011-0017.
5. Sharmeen F. A business model perspective to understand intra-firm transitions: From traditional to flexible public transport services / F. Sharmeen, D. Drost, H. Meurs // Research in Transportation Economics. - 2020. - P. 100959. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.retrec.2020.100959.
6. Lun Y. H. V. Examining the influence of organizational capability in innovative business operations and the mediation of profitability on customer satisfaction: An application in intermodal transport operators in Taiwan / Y. H. V. Lun, K.-C. Shang, K.-H. Lai et al. // International Journal of Production Economics. - 2016. - Vol. 171. - Pp. 179-188. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2015.02.019.
7. Galkin A. Elaboration of a Model of Integrated Transport Service in the Segment of Freight Transportation / A. Galkin, N. Sirina, V. Zubkov // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Vol. 1116. - Pp. 1076-1085. - DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-37919-3_105.
8. Lovell K. Business models in rail infrastructure: Explaining innovation / K. Lovell, P. Nightingale // Proceedings of the Institution of Civil Engineers: Transport. - 2016. - Vol. 169(5). - Pp. 262-271. - DOI:https://doi.org/10.1680/jtran.16.00024.
9. Darwish R. The business model in a cage the embeddedness challenge of business model design in systemic innovation / R. Darwish, M. Engwall, L. Uppvall // 26th International Association for Management of Technology Conference, 2020. - Pp. 1125-1139.
10. Khodakivskyi O. Improvement of the railway transport system by increasing the level of goal-oriented activity / O. Khodakivskyi, Y. Khodakivska, O. Kuzmenko et al. // Procedia Computer Science. - 2019. - Vol. 149. - Pp. 415-421. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.01.156.
11. Magginas V. A multi-agent approach towards designing a city port business model / V. Magginas, E. Nathanail, S. Manoli et al. // Transport and Telecommunication. - 2018. - Vol. 19(3). - Pp. 213-223. - DOI:https://doi.org/10.2478/ttj-2018-0018.
12. Apanasevic T. Mobile ticketing services in the Northern Europe Critical business model issues / T. Apanasevic, J. Markendahl // Joint 13th CTTE And 10th CMI Conference On Internet Of Things - Business models, users, and networks. - 2017.
13. Lehtinen J. Analysis of business models for potential 3Mode transport corridor / J. Lehtinen, A. H. Bask // Journal of Transport Geography. - 2012. - Vol. 22. - Pp. 96-108. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2011.12.001.
14. Журавлева Н. А. Влияние постпандемийной экономики на бизнес-модель транспортных организаций / Н. А. Журавлева // Транспорт Российской Федерации. - 2020. - № 3-4(88-89). - С. 20-23.
15. Чеченова Л. М. Тенденции устойчивого развития транспортных систем экомобильности / Л. М. Чеченова, Н. В. Волыхина // Инновационные транспортные системы и технологии. - 2021. - Т. 7. - № 4. - С. 65-75. - DOI:https://doi.org/10.17816/transsyst20217465-75.
16. Чеченова Л. М. Перспективы развития мобильности перевозок железнодорожным транспортом на базе систем искусственного интеллекта / Л. М. Чеченова // Развитие экономической науки на транспорте: сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции. - СПб.: ООО «Институт независимых социально-экономических исследований - оценка», 2021. - С. 205-215.
17. В РСПП обсудили проблемы и пути реализации создания экосистемы мобильности Индустрии 4.0 в рамках российско-германского перекрестного года «Экономика и устойчивое развитие 2020-2022». - URL: https://rspp.ru/events/news/v-rspp-obsudili-problemy-i-puti-realizatsii-sozdaniya-ekosistemy-mobilnosti-industrii-4-0-v-ramkakh--607eb44b776d4/ (дата обращения 30.05.2022).
18. Osterwalder, A. Value Proposition Design: How to Create Products and Services Customers Want / A. Osterwalder, Y. Pigneur, G. Bernarda et al. - Wiley, 2014. - 320 p.
19. Osterwalder A. Business model generation / A. Osterwalder, Y. Pigneur, T. Clark. - John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2010. - 288 p.
20. Друкер П. Менеджмент / П. Друкер, Д. Макьярелло; пер. с англ. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2010. - 704 с.
21. Timmers P. Business Models for Electronic Markets / P. Timmers // Electronic Markets. - 1998. - Vol. 8(2). - Pp. 3-8. - DOI:https://doi.org/10.1080/10196789800000016.
22. Льюис М. Новейшая новинка. История Силиконовой долины / М. Льюис. - М.: ОлимпБизнес, 2004. - 384 с.
23. Кристенсен К. Дилемма инноватора / К. Кристенсен. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 239 с.