Россия
Россия
Цель: Разработка методики определения фактического сопротивления цепей тяговых электродвигателей (ТЭД) локомотива с электрической передачей мощности и уточненного расчета потерь напряжения в коллекторно-щеточном аппарате по данным микропроцессорных систем управления. Эти данные необходимы для расчета актуальных тяговых характеристик локомотива, а также его тормозных характеристик в режимах электрического торможения. Методы: Использовались методы теории электрических машин, статистической обработки и регрессионного анализа экспериментальных данных. Результаты: На основании статистического анализа данных регистрации подсистемы бортовой диагностики 20 секций тепловозов 2ТЭ116У и ТЭП70БС предложена и обоснована методика определения фактического значения сопротивления цепи тяговых электродвигателей, а также методика уточненного расчета потерь напряжения в коллекторно-щеточном аппарате. Подтверждена гипотеза о нормальном законе распределения величины сопротивления и возможности использования его математического ожидания в качестве расчетного значения. Установлены пределы возможного изменения сопротивлений цепей ТЭД тепловозов 2ТЭ116У и ТЭП70БС. Практическая значимость: Полученные результаты позволяют уточнить величину потерь энергии в тяговом приводе локомотивов при расчете его тяговых и тормозных характеристик. Данные о допустимых в эксплуатации пределах изменения активного сопротивления цепей исправных ТЭД могут использоваться для оперативной диагностики силовой цепи локомотива.
Сопротивление цепи тяговых двигателей, электрические потери в тяговых двигателях, коэффициент полезного действия тягового электродвигателя, тяговый привод
1. Перминов В. А. Влияние технического состояния вспомогательного оборудования тепловозов на их энергоэффективность в эксплуатации / В. А. Перминов, В. В. Грачев, Д. Н. Курилкин и др. // Вестник научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава. - 2015. - № 97. - С. 45-58.
2. Клименко Ю. И. Влияние параметрических отказов оборудования тепловозов на его энергоэффективность в эксплуатации / Ю. И. Клименко, В. А. Перминов, В. В. Грачев и др. // Локомотив. - 2017. - № 4. - С. 40-45.
3. Перминов В. А. Оперативный контроль уровня энергоэффективности магистрального тепловоза рабочего парка / В. А. Перминов, М. В. Федотов, В. В. Грачев и др. // Вестник научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава. - 2015. - № 97. - С. 45-58.
4. Разработка показателей энергоэффективности тепловозов и методик их определения. Экспериментальные исследования по определению показателя энергоэффективности локомотивов (ПЭЛ) для оценки качества ремонта тепловозов (на примере тепловозов 2ТЭ116У, ТЭП70БС, ТЭМ18ДМ): техн. отчет № 27-2014-19, ОАО «ВНИКТИ»; рук. работы В. А. Перминов. - Коломна, 2014. - 175 с.
5. Правила тяговых расчетов для поездной работы. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 12 мая 2016 г. № 867р.
6. Гаккель Е. Я. Электрические машины и электрооборудование тепловозов: учебник для вузов ж. д. транспорта / Е. Я. Гаккель, К. И. Рудая, И. Ф. Пушкарев и др.; под. ред. Е. Я. Гаккель. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1981. - 256 с.
7. Кацман М. М. Электрические машины: учеб. для средних проф. заведений. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 2001. - 463 с.
8. ГОСТ 2582-2013. Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия.
9. Грищенко А. В. Новые электрические машины локомотивов: учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта / А. В. Грищенко, Е. В. Казаченко. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. - 271 с.
10. Абусеридзе З. В. Исследование физических процессов проводимости щеточного контакта машин постоянного тока / З. В. Абусеридзе // Электричество. - 2010. - № 2. - С. 41-46.
11. Пустыльник Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений / Е. И. Пустыльник. - М.: Наука, 1968 - 288 с.
12. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для вузов / В. Е. Гмурман. - М.: Высш. шк., 2003 - 479 с.