Цель: Изучить влияние мультимодальных перевозок на дальние пассажирские перевозки на полигоне АО «ФПК», поскольку в современных реалиях планирование движения поездов без учета спроса пассажиров может снизить конкурентные преимущества железной дороги на рынке перевозок смешанными видами транспорта, а в дальнейшем привести к неудовлетворенности пассажиров. Показать важность составления расписания в соответствии с пассажирским спросом. Рассмотреть вопрос о необходимости дополнения существующих подходов к выбору мультимодальных маршрутов и возможности применения регрессионной модели для прогнозирования пассажиропотоков. Провести апробацию разработанной методики на примере конкретного мультимодального маршрута. Методы: Сравнение существующих подходов к организации мультимодальной перевозки и их дополнение. Методы математической статистики для прогнозирования пассажиропотоков. Результаты: Рассмотрено влияние мультимодальных перевозок на дальние пассажирские перевозки на полигоне АО «ФПК». Определены критерии мультимодальной перевозки. Предложена методика оценки целесообразности организации мультимодального маршрута, позволяющая оценить ожидаемую прибыль от организации перевозки, а также спрогнозировать ее влияние на показатели перевозочного процесса. Практическая значимость: Предложенные в разработанной автором методике рекомендации и подходы могут быть использованы для развития мультимодальных маршрутов. Разработанный алгоритм позволяет оценить перспективы изменения пассажиропотока и дает возможность еще на этапе предварительного отбора вариантов организации мультимодальной перевозки выполнить предварительный анализ ее экономической целесообразности
Мультимодальные перевозки, пассажиропоток, аналитическая отчетность, регрессионная модель, согласованный график движения
1. О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (вместе с Планом мероприятий по реализации в 2008-2015 гг. Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.): [постановление] принято Правительством Российской Федерации 17 июня 2008 г. № 877-р.
2. Куренков П. Синхромодальные и ко-модальные перевозки, а-модальный букинг и тримодальные терминалы как перспективные направления развития транспортной логистики / П. Куренков, Д. Преображенский, А. Астафьев и др. // Логистика. - 2018. - № 12(145). - С. 34-39.
3. Покровская О. Д. «Сбитый прицел» клиентоориентированности / О.Д. Покровская // РЖД-Партнер. - 2016. - URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/sbityi-pritsel--klientoorientirovannosti-414174.
4. Pokrovskaya O. Evolutionary-Functional Approach to Transport Hubs Classification / O. Pokrovskaya, R. Fedorenko // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. Vol. 982. - Pp. 356-365.
5. Мохонько В. П. Ситуационное управление перевозочным процессом / В. П. Мохонько, В. С. Исаков, П. В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление: cб. ОИ / ВИНИТИ. - 2004. - № 11. - С. 14-16.
6. Gasparik J. New Methodology for Assessing Transport Connections Depending on the Integrated Transport Network / J. Gasparik, V. Luptak, P. Mesko // Proceedings of the Third International Conference on Traffic and Transport Engineering (ICTTE). - Belgrade, Serbia, 2016. - Pp. 388-392.
7. Котенко А. Г. Мультимодальные перевозки как механизм повышения конкурентоспособности железнодорожных пассажирских перевозок / А. Г. Котенко, О. П. Кизляк, Т. А. Малахова. // Проблемы безопасности на транспорте: материалы IX Международной научно-практической конференции, Гомель, 28-29 ноября 2019 г. / Под общ. ред. Ю. И. Кулаженко. - Гомель: Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта», 2019. - С. 138-140.
8. Котляренко А. Ф. Логистизация информационных технологий на транспортных стыках (в морских портах и погранпереходах) / А. Ф. Котляренко, П. В. Куренков // Транспорт. Экспедирование и логистика. - 2002. - № 3. - С. 11.
9. Горин В. С. Научная мысль в развитии транспорта России: историческая ретроспектива, проблемные вопросы и стратегические ориентиры: коллективная монография / В. С. Горин, В. А. Персианов, А. А. Степанов и др. / ООО «Транслит». - М., 2019. - 496 с.
10. Куренков П. Синхромодальные и ко-модальные перевозки, а-модальный букинг и тримодальные терминалы как перспективные направления развития транспортной логистики / П. Куренков, Д. Преображенский, А. Астафьев // Логистика. - 2018. - № 12(145). - С. 34-39.
11. Мохонько В. П. Ситуационное управление перевозочным процессом / В. П. Мохонько, В. С. Исаков, П. В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2004. - № 11. - С. 14
12. Андронов С. А. Определение наилучших моделей прогнозирования пассажиропотоков в аэропорту Пулково в условиях нормальной работы и кризиса / С. А. Андронов // Системный анализ и логистика. - 2020. - № 2(24). - С. 13-29.
13. Журавская М. А. О размещении остановочных пунктов при осуществлении мультимодальных пассажирских перевозок / М. А. Журавская, А. Л. Казаков, П. А. Парсюрова // Транспорт Урала. - 2012. - № 4. - С. 50-53.
14. Вакуленко С. П. Мультимодальные пассажирские перевозки с участием АО «ФПК» / С. П. Вакуленко, Е. В. Копылова, Е. Б. Куликова и др. - М.: МГУПС (МИИТ), 2015. - 100 с.
15. Малахова Т. А. Перспективы развития мультимодальных перевозок в дальнем пассажирском сообщении / Т. А. Малахова, Я. В. Кукушкина // Транспортные системы и технологии. - 2019. - Т. 5. - № 4. - С. 16-24. - DOI:https://doi.org/10.17816/transsyst20195416-24.
16. Pokrovskaya O. Assessment of Transport and Storage Systems / O. Pokrovskaya, R. Fedorenko // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Vol. 1115 AISC. - Pp. 570-577.
17. Баритко А. Л. Организация и технология внешнеторговых перевозок / А. Л. Баритко, П. В. Куренков // Железнодорожный транспорт. - 1998. - № 8.
18. Куренков П. В. Финансово-экономическое решение проблемы пригородных перевозок / П. В. Куренков, С. П. Вакуленко // Экономика железных дорог. - 2012. - № 12. - С. 96.