Цель: Изучить влияние наличия парковочных пространств на городскую транспортную систему. Рассмотреть вопрос о необходимости корректировки существующих подходов выбора мест размещения парковок и возможности имитационного моделирования при оценке целесообразности их размещения. Провести апробацию разработанной методики оценки целесообразности размещения парковочных пространств для легковых автомобилей на примере конкретного участка улично-дорожной сети. Методы: Сравнение существующих подходов к размещению парковочного пространства и их корректировка, имитационное моделирование формирования парковочного пространства для легковых автомобилей, методы математической статистики при обработке результатов экспериментов с имитационной моделью. Результаты: Рассмотрено влияние парковочных пространств на городскую транспортную систему. Предложена методика оценки целесообразности размещения парковочных пространств легковых автомобилей, и разработана имитационная модель, позволяющая определить потребное количество парковочных мест для рассматриваемого участка улично-дорожной сети, оценить приблизительную стоимость строительства объекта и ожидаемую прибыль при коммерциализации проекта, а также спрогнозировать влияние результатов изменений на показатели транспортного потока. Практическая значимость: Разработанная авторами методика оценки рационального размещения и определения основных параметров парковок для легковых автомобилей может быть использована при развитии городской транспортной системы. Применение методики в совокупности с разработанной имитационной моделью позволяет на этапе отбора перспективных мест размещения парковок учесть общественную значимость, окупаемость проекта, дорожную обстановку на выбранном участке улично-дорожной сети и исследовать дальнейшее влияние созданного парковочного пространства на параметры транспортного потока.
парковочное пространство, городская транспортная система, имитационное моделирование, размещение парковок, транспортный поток
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 05.06.2020).
2. Алексиков С. В., Сидоренко М. Н., Алексиков И. С. Оценка влияния дорожных условий на среднюю скорость транспортного потока // Дорожно-трансп. комплекс, экономика, экология, стр-во и архитектура : мат. междунар. науч.-практ. конф., Омск, 21-23 мая, 2003 г. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2003. - Кн. 2. - С. 59-61.
3. Chiguma, Masatu L. M. Analysis of side friction impacts on urban roads: Case study Dar-es-Salaam. KTH School of Architecture and the Built Environment. 2007. - 176 p.
4. Cullinane B., Smith D., Green P. Where, when, and how well people park: a phone survey and field measurements. - University of Michigan, Ann Arbor, Transportation Research Institute, 2004.
5. Cao Y., Yang Z. Z., Zuo Z. Y. The effect of curb parking on road capacity and traffic safety //European transport research review. - 2017. - Vol. 9. - no.1. - pp. 4.
6. Michael D. Meyer, A. M. ASCE, Mary McShane. Parking policy and downtown economic development //Journal of Urban Planning and Development. - 1983. - Vol 109. - no.1. - pp. 27-43.
7. Peprah C., Oduro C. Y., Afi Ocloo K. On-street parking and pedestrian safety in the Kumasi metropolis: issues of culture and attitude //Developing Country Stud. - 2014. - Vol. 4. - no.20. - pp. 85-94.
8. Четвергова А.А. Разработка методики оценки целесообразности и определения параметров городских парковочных комплексов для легковых автомобилей. - URL: https://nauchkor.ru. (дата обращения 25.06.2021).
9. Humphreys J. B., Box P. C., Sullivan T. D., Wheeler D. J. Safety aspects of curb parking. - 1978. - №. FHWA-RD-79-76 Final Rpt. Marsden G. The evidence base for parking policies-a review // Transport policy. - 2006. - Vol. 13. - no. 6. - pp. 447-457
10. Peprah C., Oduro C. Y., Afi Ocloo K. On-street parking and pedestrian safety in the Kumasi metropolis: issues of culture and attitude //Developing Country Stud. - 2014. - Vol. 4. - no. 20. - pp. 85-94.
11. Стадничук Н.Н., Ямилова В.В. Особенности проектирования парковок в условиях современной городской среды // История и педагогика естествознания. - 2015. - №4. - С. 54-56.
12. Жиндаева В.В. Стихийные парковки: статистика и проблемы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. - С. 9-13.
13. Хомченко А.Н., Осинцев Н.А. Ресурсоэкономичность транспортных систем городов // Современные проблемы транспортного комплекса России. - 2012. - №2. - С. 134-139.
14. Четвергова А. А., Копылова О. А. Разработка мероприятий по формированию парковочной системы на примере г. Магнитогорска //Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2019. - Т.10 - №. 1. - С. 3-7.
15. Копылова О.П., Мишкуров П.Н., Четвергова О.А. Оценка целесообразности размещения парковочного пространства легковых автомобилей на основе имитационного моделирования // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2021. - №3 (51). - С. 65-73.
16. Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Формирование единого парковочного пространства в городах Российской Федерации. (Согласовано зам. Министра транспорта РФ от 1 августа 2018г.). - URL: https://www.mintrans.gov.ru/documents/10/9518?type=10 (дата обращения 07.04.2021 г.).