Россия
Цель: Разработка и апробация методики определения затрат энергии на возбуждение тягового генератора тепловоза на этапе прогнозирования тяговой характеристики локомотива. При определении мощности дизеля, затрачиваемой на возбуждение тягового генератора, при прогнозировании тягово-энергетических характеристик тепловоза необходимо учитывать текущее техническое состояние возбудителя и тягового синхронного генератора. Эта задача может быть решена в результате статистического анализа информации, регистрируемой подсистемой бортовой диагностики современных тепловозов. Методы: В работе использованы методы препроцессорной обработки массива информации и статистического анализа сформированной выборки. Результаты: Получены зависимости, позволяющие с высокой точностью прогнозировать затраты мощности на возбуждение тягового генератора в различных режимах работы тепловоза на основе предварительного анализа данных подсистемы бортовой диагностики. Необходимость такого анализа обусловлена большим разбросом параметров магнитной системы тяговых синхронных генераторов, и, соответственно, значений мощности, затрачиваемой на их возбуждение, который для генераторов ГС501А тепловозов 2ТЭ116У достигает 100% при мощности до 40 кВт. Практическая значимость: Полученные результаты помогают повысить точность определения тягово-энергетических свойств конкретного локомотива.
энергоэффективность, возбуждение тягового генератора, затраты энергии на возбуждение генератора, вспомогательные нагрузки
1. Перминов В.А. Влияние технического состояния вспомогательного оборудования тепловозов на их энергоэффективность в эксплуатации/В.А. Перминов, В.В. Грачев, Д.Н. Курилкин, И.Э. Нестеров//Вестник научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава.2015, № 97. С. 45-58.
2. Клименко Ю.И. Влияние параметрических отказов оборудования тепловозов на его энергоэффективность в эксплуатации/Ю.И. Клименко, В.А. Перминов, В.В. Грачев, Д.Н. Курилкин, А.В. Фролов//Локомотив. - 2017.-№4 -С. 40-45.
3. Перминов В.А. Оперативный контроль уровня энергоэффективности магистрального тепловоза рабочего парка/В.А. Перминов, М.В. Федотов, В.В. Грачев, И.Э. Нестеров//Вестник научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава.2015, № 97. С. 45-58.
4. Грачев В.В. Прескриптивный контроль энергоэффективности силовой установки тепловоза с использованием интеллектуальных методов обработки измерительной информации встроенных средств диагностики: монография/В.В. Грачев. - СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2019. - 106с.: ил.
5. Система микропроцессорная управления, регулирования и диагностики. Руководство по эксплуатации 27.Т.156.00.00.000 РЭ/АО ВНИКТИ. - Коломна, 2007. - 111с.
6. Разработка показателей энергоэффективности тепловозов и методик их определения. Экспериментальные исследования по определению показателя энергоэффективности локомотивов (ПЭЛ) для оценки качества ремонта тепловозов (на примере тепловозов 2ТЭ116У, ТЭП70БС, ТЭМ18ДМ): техн. отчет №27-2014-19, ОАО «ВНИКТИ»; рук. работы Перминов В.А. - Коломна, 2014, 175с.
7. Марченко В.С. Электрооборудование тепловозов: Справочник/В.С. Марченко, А.А. Сергеев, В.Т. Иванченко и др. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003 - 248с.
8. Грищенко А.В., Казаченко Е.В. Новые электрические машины локомотивов: Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта. - М.: ГОУ «Учебного методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. - 271 с.
9. Гаккель Е.Я. Электрические машины и электрооборудование тепловозов. Учебник для вузов ж.д. трансп./Е.Я. Гаккель, К.И. Рудая, И.Ф. Пушкарев, А.В. Лапин, В.В. Стрекопытов, М.А. Никулин; Под. ред. Е.Я. Гаккель - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1981 - 256с.
10. Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений./Е.И. Пустыльник. - М.: Наука, 1968 - 288с.
11. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для ВУЗов/В.Е. Гмурман. - М.: Высш. шк., 2003 - 479с.