МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ СТОЛИЧНОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Расписание движения поездов по линии Московского метрополитена в настоящее время составляется высококвалифицированными графистами из аппарата диспетчеров метрополитена. Созданное расписание действует в течение многих дней как закон для машинистов метрополитена и учитывает переменность пассажиропотока по дням недели и часам суток. В настоящее время готовое расписание представляет собой многостраничный первичный документ, который имеет дополнения в виде графика оборота поездов и графика поездных бригад, которые состоят иногда из одного машиниста, а иногда дополняются помощником. Кроме того, существует расписание и для оборачивающих бригад машинистов. Эти бригады всякий раз проводят порожние поезда в тупиках линий в тоннелях, в то время как основная бригада может дойти на конечной станции от конца поезда к его голове, а иногда и немного отдохнуть. Кроме оборачивающих бригад имеются и сменные бригады, которые обеспечивают возможность перерыва на обед и отдыха основным бригадам в их каждодневной работе. Таким образом, существует совокупность расписаний, главным звеном которого является расписание движения поездов. Ввиду трудностей с составлением расписаний, которые в настоящее время преодолеваются методом проб и ошибок, в большинстве случаев отсутствуют возможности для создания многих вариантов расписаний для возможности последующего отбора, наиболее подходящего из них. Такой отбор может быть осуществлен со следующими целями: минимизация расходов электроэнергии в течение дня, повышение устойчивости расписания к постоянно действующим за сутки возмущениям типа малых сбоев из-за большого наплыва пассажиров на станции или из-за небольших нарушений безопасности движения. Перечисленную совокупность проблем можно преодолевать в случае существования центрального управления всеми поездами линии метрополитена с помощью вычислительной техники. В работе предложена методика составления расписания для поездов метрополитена на основе математического аппарата, который обеспечивает конечный расчет графика движения с учетом всех требований и ограничений. Особенностью разработанной методики является ее пригодность для дальнейшей реализации в виде программного продукта.

Ключевые слова:
график движения поездов, метрополитен, математический аппарат, управление транспортными системами, ночная расстановка, равномерные интервалы, математическое моделирование, метод потенциалов, алгоритм Евклида
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. О метрополитене URL: [Режим доступа: https://gup.mosmetro.ru/o-metropolitene/] [accessed Sep 30 2021]

2. Лазарев А.А., Тарасов И.А. Составление оптимального расписания движения поездов между двумя станциями, Соединенными однопутной железной дорогой с разъездом // УБС. - 2015. - №58. - С. 244-283.

3. Игнатенков А.В., Ольшанский А.М. Применение искусственной нейронной сети для построения расписаний процессов на примере графика движения поездов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2015. - №11. - С. 50-55.

4. Лебедев А.В. Применение искусственных нейронных сетей в оперативном управлении движением поездов // Вестник ИрГТУ. - 2008. - №4. - С. 81-84.

5. Подходы к оценке качества планирования и управления движением пассажирских поездов метрополитена / Т. А. Искаков, А. И. Сафронов, В. Г. Сидоренко, М. А. Чжо // Автоматика на транспорте. - 2020. - Т. 6. - № 1. - С. 38-63. - DOIhttps://doi.org/10.20295/2412-9186-2020-6-1-38-63.

6. Сидоренко В. Г. Применение методов искусственного интеллекта к решению задач планирования перевозочного процесса метрополитена / В. Г. Сидоренко, М. А. Чжо // Новые тенденции развития в управлении процессами перевозок, автоматике и инфокоммуникациях: Труды Всероссийской научно-практической конференции ученых транспортных вузов, инженерных работников и представителей академической науки с международным участием, Хабаровск, 29 сентября 2017 года / Под редакцией А.И. Годяева. - Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2017. - С. 197-201.

7. Даниленко Т. М., Булах В. А. Моделирование графика движения поездов по линии Харьковского метрополитена // ВЕЖПТ. - 2011. - №3 (50). - С. 54-57.

8. Sybil Derrible, Christopher Kennedy. The complexity and robustness of metro networks. Physica A 389 (17). - 2010. - PP.3678-3691.

9. Pei Liu, Marie Schmidt, Qingxia Kong, Joris Camiel Wagenaar, Lixing Yang, Ziyou Gao, Housheng Zhou. A robust and energy-efficient train timetable for the subway system, Transportation Research Part C: Emerging Technologies. Part 121. - 2020. - Pp. 102822 - 102849.

10. Xin Yang, Xiang Li, Bin Ning, Tao Tang. A Survey on Energy-Efficient Train Operation for Urban Rail Transit. IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems, Volume 17. -2015. - Pp. 2-13.

11. Haładyn, S. The Problem of Train Scheduling in the Context of the Load on the Power Supply Infrastructure. A Case Study. Energies. Part 14. - 2021. - Pp. 8248 - 8260.

12. Wenkai Xu, Peng Zhao, and Liqiao Ning. A Practical Method for Timetable Rescheduling in Subway Networks during the End-of-Service Period. Journal of Advanced Transportation. - 2018. - Pp. 1-9.

13. Jovanovi´ c, P., Kecman, P., Bojovi´ c, N., Mandi´ c, D. Optimal allocation of buffer times to increase train schedule robustness. European Journal of Operational Research. Part 256. - 2017. Pp. 44-54.

14. Wang, P.; Goverde, R.M. Multi-train trajectory optimization for energy-efficient timetabling. European Journal of Operational Research. Part 272. - 2019. - Pp. 621-635.

15. Cacchiani, V.; Toth, P. Robust Train Timetabling. In Handbook of Optimization in the Railway Industry; International Series in Operations Research and Management Science 268; Springer: New York, NY, USA. - 2018. - Pp. 93-115.

16. Schipper, D.; Gerrits, L. Differences and similarities in European railway disruption management practices. J. Rail Transp. Plan. Manag. Part 8. - 2018. - Pp. 42-55.

17. S. Binder, Y. Maknoon, M. Bierlaire. “The multi-objective railway timetable rescheduling problem,” Transportation Research Part C: Emerging Technologies, vol. 78. - 2017. - Pp. 78-94.

18. Колмогоров А.Н., Фомин С.В. Элементы теории функций и функционального анализа. Наука: М. - 1972. - С.544.

19. Сеславин А.И. Сеславина Е.А. Принципы равномерности в задачах управления потоками пассажирского транспорта. Прикладная информатика. - 2009. - № 2 (20). - С. 91-95.

20. Логинова, Л.Н. Математические методы и основные принципы организации транспортных перевозок / Л. Н. Логинова, Е. А. Сеславина, А. И. Сеславин // Транспортное дело России. - 2021. - № 4. - С. 84-87. - DOIhttps://doi.org/10.52375/20728689_2021_4_84.

Войти или Создать
* Забыли пароль?