Россия
Россия
Представить результаты исследования, посвященного анализу влияния температуры и относительной влажности атмосферного воздуха, поступающего в компрессор на сжатие, а также требуемого класса его чистоты после адсорбционной осушки. Определить степень воздействия данных параметров на срок службы адсорбента марки КСКГ для решения вопроса о целесообразности его применения. Методика: Для определения степени влияния физических параметров атмосферного и сжатого воздуха, а также нормативного класса чистоты воздуха на выходе из компрессора на срок службы адсорбента была апробирована методика расчета длительности эксплуатации адсорбента с учетом указанных факторов. Методы: В работе использованы методы сравнения и анализа полученных результатов с их последующей графической визуализацией, которая впоследствии легла в основу сформулированных выводов и рекомендаций по обоснованию возможности использования исследуемого адсорбента по критерию «длительность срока эксплуатации». Практическая значимость: Результаты представленных исследований позволяют обоснованно осуществлять выбор адсорбента для использования его в технологии адсорбционной осушки с последующим применением в пневмосистемах подвижного состава железнодорожного транспорта и на предприятиях железнодорожной отрасли. Это позволит реализовать программу по снижению ресурсоемкости и снизить отрицательное воздействие на окружающую среду за счет уменьшения объемов захоронения отработанных ресурсов.
Ресурсосбережение, сжатый воздух, атмосферный воздух, срок эксплуатации, окружающая среда, адсорбция, адсорбент
1. ГОСТ 32202—2013. Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. — М.: Стандартинформ, 2013.
2. Риполь-Сарагоси Т. Л. Снижение энергоемкости процесса адсорбции при использовании композитных адсорбентов / Т. Л. Риполь-Сарагоси, М. А. Гладких // Транспорт: наука, образование, производство: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 19–21 апреля 2021 года. — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2021. — Т. 2. — С. 83–86.
3. Шумяцкий Ю. И. Адсорбционные процессы: учебное пособие / Ю. И. Шумяцкий. — М.: Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, 2005.
4. Дубинин М. М. Адсорбционные свойства и структура силикагелей и алюмогелей / М. М. Дубинин, А. Г. Зуев // Доклады Академии наук СССР. Физическая химия. — 1949. — Т. LXIX. — № 2.
5. Риполь-Сарагоси Т. Л. Исследование зависимости энергетической эффективности технологии адсорбционной осушки сжатого воздуха от модификации алюмогеля // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения. — СПб.: ПГУПС, 2024. — Т. 21. — Вып. 4. — С. 922–930. — DOI:https://doi.org/10.20295/1815-588X-2024-04-922-930.
6. Гаврилова Н. Н. Анализ пористой структуры на основе адсорбционных данных: учебное пособие / Н. Н. Гаврилова, В. В. Назаров. — М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2015. — 132 с.
7. Горшунова В. П. Сравнительные адсорбционные свойства термохимически модифицированных кремнеземных сорбентов и алюмогеля / В. П. Горшунова, А. В. Рыльков, О. В. Чибисова, В. А. Небольсин // Химия, новые материалы, химические технологии: внутривузовский сборник научных трудов. — Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2011. — Вып. 1. — С. 81–86.
8. Кожевникова И. В. Промышленные отходы силикагеля, цеолита и алюмогеля как основная составляющая полиуретановых композиционных материалов / И. В. Кожевникова, Т. Р. Сафиуллина, Л. А. Зенитова // Современное состояние и перспективы инновационного развития нефтехимии: материалы IX международной научно-практической конференции, Нижнекамск, 05–07 апреля 2016 года. — Нижнекамск: ПАО «Нижнекамскнефтехим», 2016. — С. 56.
9. ГОСТ 10393—2014. Компрессоры, агрегаты компрессорные с электрическим приводом и установки компрессорные с электрическим приводом для железнодорожного подвижного состава». — М.: Стандартинформ, 2015.
10. Смаглюков Д. А. Устройство и эксплуатация электровоза ЭП20: учебное пособие / Д. А. Смаглюков. — М.: ОАО «Российские железные дороги», 2015. — 360 с.



