АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРМОЗНЫХ СРЕДСТВ ТЕПЛОВОЗОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Комплект тормозного оборудования современного грузового тепловоза с электрической передачей включает автоматический прямодействующий тормоз для управления пневматическим тормозным оборудованием состава поезда и локомотива, прямодействующий неавтоматический тормоз локомотива, электродинамический реостатный тормоз. Целью работы является сравнительный анализ эффективности использования разных видов тормозных средств тепловозов в процессе эксплуатации и определение способов их повышения. Методы: В работе использовался статистический анализ данных современных локомотивных систем регистрации, выполнялись расчеты нагревания и ослабления посадки бандажей при длительном торможении. Результаты: В результате анализа данных удаленного мониторинга параметров силовой установки тепловозов 2ТЭ25КМ, эксплуатируемых на полигоне Октябрьской, Московской и Северной ж. д., установлено, что более чем 83 % циклов регулировочных торможений выполняются с использованием колодочных пневматических тормозов состава и локомотива, при этом отпуск вспомогательного тормоза локомотива при торможении автоматическим прямодействующим тормозом не производится, в результате тормозные колодки и бандажи колесных пар тепловозов используются для торможения поездов. Реостатный тормоз тепловозов применяется менее чем в 17 % циклов торможений, хотя его характеристики позволяют полностью исключить использование прямодействующего автоматического тормоза и на 60 % уменьшить использование вспомогательного тормоза локомотива при скоростях выше 10 км/ч. Практическая значимость: Для повышения эффективности применения реостатного тормоза на тепловозах необходима доработка системы управления им с целью сохранения у локомотивных бригад стереотипов приемов управления тормозами в пути следования

Ключевые слова:
Реостатный тормоз, прямодействующий автоматический тормоз, вспомогательный тормоз локомотива, цикл торможения, тормозная сила, тормозная мощность
Список литературы

1. Кран машиниста № 130: устройство и принцип действия / АО МТЗ-Трансмаш: офиц. сайт. — URL: https:// mtz transmash.ru/news/2010/01/02/kran_mashinista_130_ ustrojjstvo_i_princip_dejjstvija (дата обращения: 27.08.2025).

2. Кран вспомогательного тормоза локомотива с дистанционным управлением / АО МТЗ-Трансмаш: офиц. сайт. — URL: https://mtz-transmash.ru/files/presentation/ 224d.pdf (дата обращения: 27.08.2025).

3. Магистральный грузовой двухсекционный тепловоз 2ТЭ25КМ. Руководство по эксплуатации. Часть 1. Техническое описание 2ТЭ25КМ РЭ/ЗАО УК БМЗ. — Брянск, 2015. — 153 с.

4. Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава: утв. приказом министра транспорта России от 3 июня 2014 г. № 151. — М., 2024 г. — 189 с.

5. Инструкция о порядке применения электрического (реостатного, рекуперативного) тормоза при следовании с поездом: утв. расп. ОАО «РЖД» от 21 ноября 2024 г. № 2883/р. — 7 с.

6. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. / Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. — М., 2021 г. — 281 с.

7. Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 г. и на перспективу до 2030 г. (белая книга)/ Распоряжение ОАО «РЖД» от 17 апреля 2018 г. № 769/р. — М., 2018 г. — 113 с.

8. Бушуев С. В. Методы повышения пропускной и провозной способности участков железных дорог техническими средствами автоматики: дисс. … д-ра техн. наук / С. В. Бушуев. — СПб., 2025. — 364 с.

9. Система автоматизированная контроля параметров работы дизельного подвижного состава и учета дизельного топлива АСК: Руководство по эксплуатации 27.Т.358.00.00.000 РЭ. — Коломна: АО ВНИКТИ, 2010. — 36 с.

10. Сергеев С. В. Микропроцессорная система управления электрооборудованием тепловоза 2ТЭ25КМ / С. В. Сергеев, А. Ю. Буняев, С. З. Гургуров, М. А. Егоров // Локомотив. — 2019. — № 5(749). — С. 24–26.

11. Ким С. И. Контроль исправности тепловоза ТЭМ7А перед началом работы в режиме «Автомашинист» / С. И. Ким, А. А. Пронин, С. В. Елисеев // Локомотив. — 2023. — № 2(794). — С. 5–6.

12. Правила тяговых расчетов для поездной работы. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 12 мая 2016 г. № 867р. — М.: ОАО «РЖД», 2016. — 514 c.

13. Магистральный двухсекционный грузовой тепловоз 2ТЭ25К мощностью 2х2500 кВт (2х3400 л. с.) с электрической передачей переменно — постоянного тока с поосным регулированием силы тяги: Технические условия ТУ 3181-001-00210766-07. — Брянск: УК «БМЗ», 2007. — 111 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?