Россия
Россия
Проанализировать образовательную политику ПГУПС в рамках программы «Приоритет-2030», выявить лучшие практики и достижения, рассмотреть перспективы развития, а также оценить вклад университета в развитие инженерного образования в России. Методы: Включали анализ стратегических документов ПГУПС и Транспортной стратегии РФ, метод кейсстади (на примере защиты дипломных проектов на Горьковской железной дороге), сравнительно-сопоставительный анализ традиционной и новой моделей подготовки, а также анализ количественных данных (трудоустройство выпускников, масштабы внедрения цифровых программ). Результаты: Показали, что ключевым достижением стало успешное внедрение формата кросс-функциональных инженерных команд для выполнения выпускных квалификационных работ по заказу индустриальных партнеров (кейс «Яранск — Котельнич»). Это способствовало формированию эффективного «исследовательского моста» по схеме запрос индустрии → образование и наука → внедрение. Практическая значимость: Заключается в том, что представленная модель трансформации ПГУПС в «Университет 4.0», интегрированная в отраслевую экосистему, служит эффективным примером для других вузов. Опыт формирования кросс-функциональных команд и интеграции образования с реальными проектами индустриальных партнеров может быть масштабирован и адаптирован, что вносит прямой вклад в обеспечение кадровых потребностей транспортной отрасли и достижение целей национальных стратегий. Такой формат способствует решению задачи по укреплению технологического суверенитета и конкурентоспособности России.
«Приоритет-2030», образовательная политики вуза, транспортное образование, инженерное образование
1. Гусева А. И. Первый год реализации программы «Приоритет-2030»: позитивные результаты и проблемные направления университетов исследовательского трека / А. И. Гусева, В. М. Калашник, В. И. Каминский, С. В. Киреев // Высшее образование в России. — 2023. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervyy-god- realizatsii-programmy-prioritet-2030-pozitivnye-rezultaty-i- problemnye-napravleniya-universitetov-issledovatelskogo (дата обращения: 24.09.2025).
2. Приоритет-2030: официальный сайт проекта. — URL: https://priority2030.ru/ (дата обращения: 03.09.2025).
3. Панычев А. Ю. Отраслевой университет на фронтире технологического суверенитета / А. Ю. Панычев, О. Д. Покровская, А. Б. Никитин, В. Я. Соловьева // Техник транспорта: образование и практика. — 2022. — Т. 3. — № 4. — С. 364–375. — DOI:https://doi.org/10.46684/2687- 1033.2022.4.364-375.
4. Слотина Т. В. Формирование студенческих команд и их подготовка к реализации коллективного проекта / Т. В. Слотина, М. А. Дроздова, С. В. Корнева и др. // Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2025. — № 3(55). — С. 384–390.
5. Транспортная стратегия Российской Федерации. — URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya- strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na- perioddo-2035-goda (дата обращения: 03.09.2025).
6. Зорина О. С. Об особенностях подготовки современных инженеров / О. С. Зорина // Педагогический журнал. — 2023. — Т. 13. — № 1А. — С. 352–358. — DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2023.17.75.041.
7. Конкин В. О. Сравнительный анализ системы мотивации педагогических сотрудников российских и зарубежных вузов: управленческие и маркетинговые аспекты / В. О. Конкин, А. А. Коваленко, М. А. Дроздова // Экономика устойчивого развития. — 2024. — № 2(58). — С. 129–131.
8. Авдийский В. И. Современные подходы подготовки кадров как элемент обеспечения национальной безопасности в условиях политических и экономических санкций / В. И. Авдийский // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 1. — URL: https://esj.today/ PDF/77ECVN123.pdf.
9. Кузнецова А. Р. Тенденции подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации / А. Р. Кузнецова, А. И. Ахметьянова, А. И. Кузнецов // Siberian Socium. — 2023. — Т. 7. — № 1(23). — С. 71–87. — DOI:https://doi.org/10.21684/2587-8484-2023-7-1-71-87.
10. Басюк В. С. Особенности организации подготовки научных и научно-педагогических кадров в России: исторический опыт и современное состояние / В. С. Басюк, Н. А. Краснощеков // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — 2023. — № 4. — С. 7–42.
11. Кондратьев В. В. Концепции инженерного образования в современных условиях / В. В. Кондратьев, Р. Дреер, М. Н. Кузнецова // КПЖ. — 2022. — № 5(154). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii- inzhenernogo-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 24.09.2025).
12. Панычев А. Ю. Роль современного вуза в формировании технологического суверенитета страны / А. Ю. Панычев, О. Д. Покровская // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2023. — № 4. — С. 11–19. — DOI: https://doi.org/10.20339/AM.04-23.011.
13. Рыбин П. К. Выполнение мультипрофильных проектов по заказу индустриального партнера как новый формат реализации ВКР в транспортном вузе / П. К. Рыбин, А. В. Бенин, М. А. Дроздова // VI Бетанкуровский международный инженерный форум: сборник трудов: в 2 т. — СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2024. — Т. 1. — С. 127–131.
14. Панычев А. Ю. Школа инженерного предпринимательства как основа облика транспортного университета четвертого поколения / А. Ю. Панычев, О. Д. Покровская, Л. С. Блажко и др. // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2022. — Т. 19. — № 2. — С. 161–181. — DOI:https://doi.org/10.20295/1815-588X-2022- 19-2-161-181.



