Оценка энергоэффективности скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: анализ и определение критериев энергоэффективности скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта. Методы: разработка комплексной системы показателей для оценки эффективности производства на железнодорожном транспорте с учетом специфики различных видов перевозок и технологических процессов, в частности энергетической эффективности высокоскоростного и скоростного подвижного состава, ориентированной на практическую значимость и экономическую обоснованность результатов. Результаты: обозначена эффективность высокоскоростного подвижного состава, дана оценка энергоэффективности высокоскоростного подвижного состава, рассмотрены индикаторы энергоэффективности железнодорожных перевозок, произведен анализ отличий высокоскоростного поезда от обычного, рассмотрена система оценки энергоэффективности высокоскоростных железнодорожных перевозок, рассмотрена энергетическая эффективность высокоскоростных перевозок относительно повышения скоростей движения. Практическая значимость: использование абсолютных показателей энергопотребления для более точной оценки эффективности железнодорожных перевозок не позволяет адекватно оценить масштабы производственной деятельности. Удельные показатели, такие как энергоемкость на тонно-километр нетто, хотя и являются более информативными, не учитывают разнообразия технологических процессов и подвижного состава в железнодорожной отрасли. Данная статья позволит пересмотреть существующую оценку энергопотребления высокоскоростных поездов, рассмотреть использование данного показателя в оценивании эффективности энергопотребления высокоскоростных поездов в России.

Ключевые слова:
расход энергии, энергоэффективность, оценка энергоэффективности, расход энергии на тягу поезда, скоростной поезд, высокоскоростной поезд, приведенный т·км, кВт∙ч/место·км
Список литературы

1. Сравнение воздействия на окружающую среду традиционного и высокоскоростного железнодорожного транспорта: отчет компании Network Rail (Великобритания). 2010. 60 с.

2. Косарев А. Б. Научное обеспечение роста энергоэффективности и экологической безопасности железнодорожного транспорта. Подходы и потенциал // Бюл. объед. учен. совета ОАО «РЖД». 2015. № 5. С. 1–15.

3. Энергосбережение на железнодорожном транспорте: справ.-метод. изд. / В. А. Гапанович [и др.]; под ред. В. А. Гапановича. М.: Интехэнергоиздат; Теплоэнергетик, 2014. 304 с.

4. Гапанович В. А. Энергоэффективность — путь к снижению затрат и к экологической безопасности // Железнодорожный транспорт. 2014. № 8. С. 22–25.

5. Энергосбережение на железнодорожном транспорте: учебник / А. А. Бакланов [и др.]. М.: МИСиС, 2012. 619 с.

6. Проект OSIRIS: оценка энергопотребления подвижного состава // Железные дороги мира. 2015. № 12. С. 45–48.

7. Перспективы грузовых железнодорожных перевозок в Европе // Железные дороги мира. 2015. № 3. С. 30–34.

8. Системный подход к эффективности энергопотребления // Железные дороги мира. 2015. № 9. С. 33–36.

9. Игин В. Н. Энергоэффективность локомотивов: планирование и прогнозирование // Локомотив. 2016. № 4. С. 10–13.

10. Оценки энергоэффективности работы железнодорожного транспорта применением специализированных удельных единиц измерения / Т. С. Титова [и др.] // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2017. Т. 17. Вып. 1. С. 119–126.

11. The future of rail. Opportunities for energy and the environment: отчет компании IEA (Франция). 2019. 175 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?