Россия
Россия
Россия
Россия
Цель: на основании углубленного анализа причин повреждения изоляционных пальцев тяговых двигателей электровозов необходимо разработать способ повышения их эксплуатационной надежности. Наиболее эффективным способом получения требуемого результата является применение усовершенствованной технологии восстановления электроизоляционного лакового слоя изоляционных пальцев с использованием терморадиационного нагрева. Реализация перспективной технологии в деповских условиях возможна с применением установки инфракрасного нагрева камерного типа, в блок управления которой заложен наиболее оптимальный режим энергоподвода, определенный в ходе экспериментальных исследований на лабораторной установке комбинированного нагрева. Методы: наиболее значимые результаты работы были получены благодаря экспериментальным исследованиям электрической и механической прочности отвержденного электроизоляционного лакового слоя изоляционных пальцев. Кроме того, в процессе проведения работ по определению оптимального режима энергоподвода применялись методы конечно-элементного моделирования тепловых процессов. Результаты: разработана конструкция лабораторной установки комбинированного инфракрасного нагрева, благодаря которой определен оптимальный режим сушки изоляционных пальцев, заложенный в работу промышленной установки камерного типа для сушки комплекта изоляционных пальцев. Также определена зависимость пробивного напряжения и твердости наружной поверхности изоляционного пальца, связывающая его механические и диэлектрические свойства. Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы для совершенствования существующих технологий деповского и заводского ремонта изоляционных пальцев, в частности для создания серии промышленных установок инфракрасного нагрева в сервисные локомотивные депо. Стоит также отметить, что полученная кривая зависимости твердости и пробивного напряжения в перспективе позволит проводить оценку электрической прочности изоляционных пальцев косвенным способом по параметру твердости наружного лакового слоя.
тяговый электродвигатель, подвижной состав, изоляционные пальцы, электроизоляционный лак, сушка, инфракрасное излучение, механические характеристики, сушильная камера
1. Тычков А. С., Золкин А. Л., Кремнев К. С. Диагностирование тяговых электродвигателей электровозов с применением средств классификации образов // Наука и образование транспорту: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Самара: СамГУПС, 2010. С. 14–16.
2. Зеленченко А. П., Коломиец Д. М. Диагностические параметры коллекторно-щеточного аппарата тягового электродвигателя // Электрификация, развитие электроэнергетической инфраструктуры и электрического подвижного состава скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта: материалы VIII международного симпозиума «Элтранс‑2015». СПб.: ПГУПС, 2017. С. 190–191.
3. Харламов В. В., Шкодун П. К., Долгова А. В. Использование математического аппарата теории подобия для оценки износа элементов коллекторно-щеточного узла тягового электродвигателя // Инновационные факторы развития Транссиба на современном этапе: тезисы междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 80-летию СГУПСа: в 3-х ч. Новосибирск, 2012. Ч. 1. С. 378–380.
4. Дульский Е. Ю. Научные основы теории упрочнения изоляции электрооборудования тягового подвижного состава тепловым излучением: дисс. … докт. техн. наук. СПб., 2023. 394 с.
5. Исследование существующих методов сушки увлажненной изоляции тяговых электродвигателей локомотива / М. Ю. Хажеева [и др.] // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2024. Т. 21, № 2. С. 508–516.
6. Лобыцин И. О., Худоногов И. А., Худоногов А. М. Управление микрошероховатостью в технологии восстановления изоляционных пальцев коллекторных тяговых электродвигателей // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2018. № 4 (60). С. 15–23.
7. Лобыцин И. О. Использование инфракрасного излучения при упрочнении изоляционных конструкций электрооборудования тягового подвижного состава // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2020. Т. 17, № 1. С. 108–116.
8. Лобыцин И. О., Панков И. А., Худоногов А. М. Исследование твердости лакового слоя изоляционных пальцев тягового электродвигателя локомотива при конвективном и терморадиационном способах сушки // Известия Транссиба. 2021. № 1 (45). С. 11–22.
9. Управление механическими свойствами изоляции элементов крепления щеточного аппарата двигателей постоянного тока в процессе ремонта / И. О. Лобыцин [и др.] // Железная дорога: путь в будущее: сборник материалов I Международной научной конференции аспирантов и молодых ученых (Москва, 28–29 апреля 2022 года). М.: НИИ железнодорожного транспорта, 2022. С. 154–159.
10. Устройство для контроля электроизоляции лакокрасочных покрытий на проводящей основе / В. И. Вертяев [и др.] // Патентное ведомство СССР. 1972. № 1460954/18-1.
11. Новая технология ремонта изоляционных пальцев тягового электродвигателя постоянного тока / И. О. Лобыцин [и др.] // Инфраструктура и эксплуатация наземного транспорта. материалы международной студенческой научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2. 2019. С. 17–21.
12. Лобыцин И. О., Дульский Е. Ю., Худоногов А. М. Совершенствование процесса восстановления изоляционных пальцев тяговых электродвигателей // Политранспортные системы: материалы X Международной научно-технической конференции. Новосибирск: СГУПС, 2019. С. 317–321.