Россия
Россия
Цель: определение возвышения наружного рельса в кривом участке железнодорожного пути по Руководству по определению возвышения наружного рельса 2021 года производится с учетом непогашенных ускорений, радиусов и скоростей (допускаемых и допустимых). Учет этих показателей позволяет определить наилучшие величины возвышений наружного рельса с точки зрения эксплуатационных характеристик. Но данные возвышения нельзя назвать оптимальными с точки зрения объемов работ, выполняемых при текущем содержании пути в кривых. Для определения оптимального возвышения наружного рельса следует рассмотреть затраты труда на протяжении жизненного цикла кривого участка. Так как на протяжении жизненного цикла на появление затрат влияют в основном остаточные деформации, то было принято решение рассмотреть вероятность появления остаточных деформаций на протяжении жизненного цикла. Методы: выбор функции зависимости вероятности появления остаточных деформаций от нагрузок производился на основе теории вероятности и регрессионного анализа. В качестве метода регрессионного анализа был взят метод наименьших квадратов. На его основе были выбраны функции с наибольшей сходимостью относительно функции, полученной при использовании теории вероятности. Результаты: выявлено, что динамическая нагрузка, появляющаяся при движении подвижного состава по железнодорожному пути, описывается функцией нормального распределения теории вероятности. Так как часть динамических нагрузок, появляющихся в процессе эксплуатации, сопряжена с появлением остаточных деформаций, то и вероятность появления остаточных деформаций тоже можно определить с помощью функции нормального распределения. Определена функция зависимости вероятности появления остаточных деформаций от нагрузок. Практическая значимость: результаты научного исследования можно использовать при определении оптимального возвышения наружного рельса, которое позволит минимизировать объемы затрат труда при эксплуатации железнодорожного пути.
возвышение наружного рельса, непогашенное ускорение, динамическая нагрузка, критическая сила, остаточные деформации
1. Руководство по определению возвышения наружного рельса в кривых на основе двухуровневой системы скоростей (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 20.12.2021 № 2897/р).
2. Певзнер В. О., Ваганова О. Н., Сидорова Е. А. Новые нормативы по устройству и содержанию кривых участков пути // Путь и путевое хозяйство. 2022. № 3. С. 2–5.
3. Beltiukov V., Andreev A. Considering various conditions during determination of railway curve superelevation // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, The 2020 International Conference on Transport and Infrastructure of the Siberian Region (SibTrans 2020). 2021. Vol. 1151. P. 012019.
4. Бельтюков В. П., Андреев А. В. Модель стоимости жизненного цикла верхнего строения железнодорожного пути // Путь XXI века: сборник трудов Национальной научно-практической конференции, 2019. С. 201–204.
5. О стоимости жизненного цикла кривых участков пути / Ермаков В. М. [и др.] // Путь и путевое хозяйство. 2019. № 6. С. 4–9.
6. Фришман М. А. Как работает путь под поездами: учебник для вузов. 3‑е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1975. 176 с.
7. Лысюк В. С. Оценка влияния возвышения наружного рельса в кривых на вертикальное воздействие колес // Вестник ВНИИЖТ. 2008. № 4. С. 4–8.
8. Морозова О. С., Шкурников С. В., Модель износа рельсов ВСМ в кривой // Транспорт: проблемы, идеи, перспективы: сборник трудов LXXVIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб.: ПГУПС, 2018. С. 61–64.
9. Чернова Н. И. Теория вероятностей: учебное пособие. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2007. 160 с.
10. Линник Ю. В. Метод наименьших квадратов и основы математико-статистической теорииобработки наблюдений. 2‑е изд. М., 1962.