ПЕРЕХОДНЫЕ УЧАСТКИ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ, ПРИМЫКАЮЩИЕ К СТРЕЛОЧНЫМ ПЕРЕВОДАМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: рассмотреть проблему взаимодействия стрелочных переводов с примыкающими к ним участками бесстыкового железнодорожного пути. Методы: статистический анализ данных. Результаты: проведен анализ результатов отечественных и зарубежных исследований, которые показывают, что на таких участках имеет место скачок с последующим выдавливанием материала меньшей жесткости и увеличением уклона упругой неровности, то есть возникает нежелательное явление — ударная волна. Сила удара зависит от массы подвижного состава и скорости движения, геометрической ровности рельсовой колеи и выбранных подходов к проектированию переходной зоны в целом. Скачок и в основном возникает из-за сжатия и выталкивания конструктивных слоев и материалов меньшей жесткости в подрельсовой зоне. Ударные волны, вызываемые неравножесткостью участков, имеют негативные последствия (появление отступлений по уровню, просадки, перекосы, повышение интенсивности износа рельсов, появление дефектов рельсов), которые увеличивают затраты на техническое обслуживание железнодорожного пути. Проведен анализ накопления остаточных деформаций, который показывает систематическое образование геометрических неровностей на примыкающих участках в зоне стрелочных переводов. Практическая значимость: с точки зрения устройства переходной зоны ожидаемыми преимуществами будут дифференциация конструкционных материалов и элементов и их влияние на достижение оптимальной градации жесткости железнодорожного пути в вертикальном и горизонтальном (поперечном, продольном направлениях), подбор оптимального соотношения механических свойств отдельных элементов конструкции верхнего строения. Следует также отметить необходимость проведения дополнительного технико-экономического обоснования целесообразности устройства переходных участков в зоне сопряжения пути и стрелочных переводов с учетом эксплуатационных особенностей отдельных железнодорожных линий.

Ключевые слова:
железнодорожный путь, верхнее строение пути, рельсовая колея, стрелочный перевод, переходные участки, просадки железнодорожного пути, геометрическая неровность пути
Список литературы

1. Безруков М. В. Соединение рельсовых плетей бесстыкового пути со стрелочными переводами: дисс. … канд. техн. наук. М., 1999. 131 с.

2. СП 119.13330.2017. Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм: актуализированная редакция СНиП 32-01-95 (утв. и введ. в действие Приказом Минстроя России от 12.12.2017 № 1648/пр; ред. от 24.12.2019).

3. Рекомендации по обеспечению устойчивости стрелочных переводов, работающих в составе бесстыкового пути. Р.709/11. III изд. разработано экспертами Комиссии ОСЖД по инфраструктуре и подвижному составу 13–15 мая 2014 г. (утв. совещанием Комиссии ОСЖД по инфраструктуре и подвижному составу 21–24 октября 2014 г.) / Комитет ОСЖД, Варшава.

4. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2544р).

5. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.11.2016 № 2288р).

6. Шахунянц Г. М. Железнодорожный путь. М.: Трансжелдориздат, 1961. 615 с.

7. Вериго М. Ф. Новые методы в установлении норм устройства и содержания бесстыкового пути / ВНИИЖТ. М.: Интекс, 2000. 184 с.

8. Першин С. П. Метод расчета устойчивости бесстыкового пути // Труды МИИТ. Вып. 147: Путь и путевое хозяйство. М., 1962. С. 28–97.

9. Коган А. Я. Продольные силы в железнодорожном пути // Труды ВНИИЖТ. Вып. 332. М.: Транспорт, 1967. 166 с.

10. Глюзберг Б. Э. Влияние параметров гребней вагонных колес на безопасность движения по стрелочным переводам // ВНИИЖТ. 2018. № 2. С. 67–76. DOI:https://doi.org/10.21780/2223-9731-2018- 77-2-67-76. EDN XMGDDN.

11. Hodas S., Vrchovsky E., Pultznerova A. Monitoring and Expertise of Sections with a Sudden Change in Railway Track Stiffness — Transition Zones of Bridges // Buildings. 2023. No. 13 (8). Р. 2056. DOI:https://doi.org/10.3390/buildings13082056.

12. Егоров М. А. Конструктивно-технологические и организационные мероприятия повышения стабильности геометрии рельсовой колеи на стрелочных переводах: дисс. ... канд. техн. наук. М., 2017. 177 с.

13. Зак М. Г., Ершков О. П., Ткалов Е. Д. Теоретический анализ влияния расстройств рельсовой колеи на динамическое воздействие подвижного состава и пути и оценка неравножесткости рельсовых нитей // Труды ВНИИЖТ. 1980. Вып. 628. С. 67–101.

Войти или Создать
* Забыли пароль?