УПРАВЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТЬЮ И РИСКОМ В ХОЗЯЙСТВЕ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию систем управления надежностью и риском в ОАО «РЖД» с учетом специфики хозяйства автоматики и телемеханики. По данной теме автор проводит обзор нормативной базы (отечественной и зарубежной), затрагивая проблемы ее гармонизации и правильной адаптации внутри компании. Рассмотрено положение дел по автоматизации процессов управления надежностью и риском, что реализовано в нескольких корпоративных автоматизированных системах: АС УРРАН, АС АНШ, ЕКП УРРАН-Ш, АС АНПШ, ЕК АСУИ ФА, АС ФА. Сравнительный анализ этих систем позволил определить основные направления их совершенствования в целях поддержания достоверности, актуальности и значимости обрабатываемой информации. Несмотря на множество способов моделирования событий, которые могут повлечь за собой нарушение безопасности перевозочного процесса, в статье рассмотрен один из них — создание древовидной структуры вероятных событий, имеющих между собой последовательную связь. Автор считает, что применение этого способа на практике позволит установить типовые тенденции возникновения подобных случаев. Это положительным образом отразится на качестве прогнозной аналитики в компании и улучшит уже существующий риск-ориентированный подход. Кроме того, предлагается переосмысленный способ определения и наглядного представления уровня риска задержек поездов, вызванных по причине отказов устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Центральное место здесь занимают тепловые карты риска и его составляющих.

Ключевые слова:
безопасность, надежность, отказ, риск, тепловая карта, факторный анализ, хозяйство автоматики и телемеханики
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Реализация методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики / В. В. Аношкин [и др.] // Автоматика, связь, информатика. 2017. № 6. С. 2–6.

2. Веселова А. С. Принципы оценивания рисков, связанных с ненадежной работой объектов железнодорожной автоматики // Наука и техника транспорта. 2017. № 1. С. 46–50. EDN YHWPKV.

3. Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве АТ / В. А. Гапанович [и др.] // Автоматика, связь, информатика. 2012. № 4. С. 12–15.

4. Гапанович В. А. Система УРРАН. Универсальный инструмент поддержки принятия решения // Железнодорожный транспорт: Научно-теоретический и технико-экономический журнал. 2012. № 10. С. 16–22.

5. Горелик А. В., Журавлев И. А., Орлов А. В. Концепция нормирования и оценки показателей надежности объектов железнодорожной автоматики // Новые тенденции развития в управлении процессами перевозок, автоматике и инфокоммуникациях: Труды Всероссийской научно-практической конференции ученых транспортных вузов, инженерных работников и представителей академической науки с международным участием (Хабаровск, 29 сентября 2017 года) / под редакцией А. И. Годяева. Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2017. С. 191–197. EDN YSOXBY.

6. Замышляев А. М. Результаты внедрения проекта УРРАН // Мир транспорта. 2013. Т. 11, № 1 (45). С. 100–109. EDN QABPQV.

7. Методология управления рисками в хозяйстве автоматики и телемеханики / А. Е. Ерж [и др.] // Автоматика, связь, информатика. 2017. № 7. С. 2–6. EDN ZADTXT.

8. Нормирование показателей надежности объектов железнодорожной инфраструктуры / А. В. Горелик [и др.] // Наука и техника транспорта. 2017. № 2. С. 32–36.EDN YSPHVJ.

9. Розенберг Е. Н. УРРАН: новая модель управления рисками // Вестник Института проблем естественных монополий: техника железных дорог. 2016. № 2 (34). С. 20–24. EDN VVRHZX.

10. Mahboob Q., Zio E. Handbook of RAMS in Railway Systems. Boca Raton: CRC Press, 2018.

11. Patra A. Maintenance Decision Support Models for Railway Infrastructure using RAMS & LCC Analyses, Division of Operation and Maintenance Engineering, Luleå University of Technology, 2007.

12. Patra A. RAMS and LCC in Rail Track Maintenance, Division of Operation and Maintenance Engineering, Luleå University of Technology, 2009.

13. Zoeteman A. Railway Design and Maintenance from a Life-Cycle Cost Perspective: A Decision-Support Approach, 2004.

14. Goncalo Medeiros Pais Simoes. RAMS Analysis of Railway Track Infrastructure, 2008.

15. António Ramos Andrade. Renewal Decisions from a Lifecycle Cost (LCC) Perspective in Railway Infrastructure: an Integrative Approach Using Separate LCC Models for Rail and Ballast Components, 2008.

16. Jens Braband. Risikoanalysen in der Eisenbahn — Automatisierung, 2005.

17. Kumar S. Reliability Analysis and Cost Modeling of Degrading Systems, Division of Operation and Maintenance Engineering, Luleå University of Technology, 2008.

18. J. J. A. van den Breemer, S. H. S. Al-Jibouri, K. T. Veenvliet, H. W. N. Heijmans. RAMS and LCC in the Design Process of Infrastructural Construction Projects: an Implementation Case.

19. Хромушкин К. Д. Управление надежностью устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на всех этапах их жизненного цикла: дисс. ... канд. техн. наук. Серпухов, 2011. 140 с. EDN QFIRAD.

20. Журавлев И. А. Модели и методы оценки показателей надежности систем железнодорожной автоматики и телемеханики: дисс. ... канд. техн. наук. М., 2013. 236 с. EDN SUSQWP.

21. Замышляев А. М. Автоматизация процессов комплексного управления техническим содержанием инфраструктуры железнодорожного транспорта: дисс. ... докт. техн. наук. 2014. 340 с. EDN YTCDXZ.

22. Солдатов Д. В. Нормирование и анализ показателей надежности систем железнодорожной автоматики и телемеханики: дисс. ... канд. техн. наук. 2018. 294 с. EDN LQMZXX.

23. Дорохов В. С. Методы формирования программ капительного ремонта и планов модернизации объектов железнодорожной автоматики и телемеханики в условиях технических рисков: дисс. ... канд. техн. наук. 2020. 174 с. EDN FLSEER.

24. Веселова А. С. Оценка качества технической эксплуатации систем железнодорожной автоматики и телемеханики: дисс. ... канд. техн. наук. 2020. 270 с. EDN DLDIGJ.

25. Бугреев Н. В. Повышение эффективности планирования производственной деятельности дистанции сигнализации, централизации и блокировки: дисс. ... канд. техн. наук. 2020. 160 с. EDN ZTAOHM.

26. Болотский Д. Н. Методы оценки надежности и рисков производственного процесса эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта: дисс. ... канд. техн. наук. 2020. 181 с. EDN TBZJAV.

27. Смагин Ю. С. Прогнозирование технического риска при производственном планировании замены устройств железнодорожной автоматики: дисс. ... канд. техн. наук. 2020. 165 с. EDN QATPAV.

28. Автоматизация технологии риск-менеджмента в хозяйстве автоматики и телемеханики / Ф. В. Петренко [и др.] // Автоматика, связь, информатика. 2017. № 11. С. 2–6. EDN ZTMUIF.

29. Долгов М. В., Москвина Е. А., Тарадин Н. А. Автоматизация оценки деятельности подразделений хозяйства автоматики и телемеханики // Автоматика, связь, информатика. 2018. № 6. С. 2–5. EDN XPTPXV.

30. ОНИЛ АТО ДМ. Расчет и оценка показателей надежности [Электронный ресурс]. URL: www.onil-ato.ru/anshnadezhnost. html (дата обращения: 07.07.2024).

31. Негодяева К. В. Система статистического анализа показателей надежности и прескриптивного управления процессами хозяйства автоматики и телемеханики (АС АНПШ) // Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: сборник статей IV Международной студенческой конференции (Воронеж, 20 мая 2022 г.). Воронеж: филиал ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», 2022. С. 39–41. EDN RQDJWP.

32. Способ повышения надежности систем железнодорожной автоматики и телемеханики с оценкой его эффективности: патент № 2725354 C1 Российская Федерация, МПК B61L 27/04, G05B 15/00. № 2019128276 / Е. А. Москвина, А. В. Будилова; заявл. 09.09.2019, опубл. 02.07.2020. Заявитель: ОАО «Российские железные дороги». EDN NCXMMC.

33. Система статистического анализа показателей надежности и прескриптивного управления процессами хозяйства автоматики и телемеханики: свидетельство государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020613750 Российская Федерация. № 2020612641. В. В. Задорожный [и др.]; заявл. 11.03.2020, опубл. 23.03.2020. Заявитель: ОАО «Российские железные дороги». EDN XUIVHW.

34. Информационная система поддержки принятия решений по управлению надежностью, рисками и ресурсами (АС УРРАН) // Прикладные информационные системы управления надежностью, безопасностью, рисками и ресурсами на железнодорожном транспорте. Ульяновск: областная типография «Печатный двор», 2013. С. 55–73. EDN TDSOYV.

35. Простаков К. А. Направления развития АС УРРАН применительно к стрелочному хозяйству // Внедрение современных конструкций и передовых технологий в путевое хозяйство. 2015. Т. 8, № 8 (8). С. 175–181. EDN WEOJRX.

36. Простаков К. А. Направления развития АС УРРАН применительно к стрелочному хозяйству // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2015. № 5. С. 30–35. EDN UKWVCJ.

37. Розенберг И. Н., Замышляев А. М., Калинин С. В. Создание АС УРРАН // Железнодорожный транспорт. 2012. № 10. С. 41–44. EDN PEMSIR.

38. Шахова К. С. Внедрение системы УРРАН в управление рисками ОАО «РЖД» // Теория и практика современной науки. 2019. № 1 (43). С. 505–511. EDN LWXTYP.

39. Замышляев А. М., Шубинский И. Б., Бубликова М. А. УРРАН — система управления техническими активами на железнодорожном транспорте // Труды АО «НИИАС»: сборник статей. Т. 1, вып. 11. М.: типография «Т8 Издательские технологии». 2021. С. 67–82. EDN NPFUUE.

40. Программа для «Единой корпоративной платформы управления ресурсами, рисками и надежностью на стадиях жизненного цикла объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (ЕКП УРРАН-Ш): свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020613690 Российская Федерация. № 2020612160 / М. А. Бубликова [и др.]; заявл. 28.02.2020, опубл. 19.03.2020. Заявитель: ОАО «Российские железные дороги». EDN HADCEQ.

41. Иванов В. Э., Тришин Н. А. Построение архитектуры рисков в хозяйстве автоматики, телемеханики и связи // Научные исследования молодых ученых. Опора России: сборник статей Всероссийской научной конференции (Петрозаводск, 1 декабря 2022 г.). СПб ОАО «Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова», 2022. С. 16–21. DOIhttps://doi.org/10.58351/221201.2022.37.83.002. EDN PTZBZC.

42. Единая корпоративная автоматизированная система управления инфраструктурой ОАО «РЖД» в части формирования факторного анализа рисков в области безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД». Очередь 2020 (ЕК АСУИ ФА Оч. 2020): свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022614751 Российская Федерация. № 2022613805; заявл. 16.03.2022; опубл. 24.03.2022. Заявитель: ОАО «Российские железные дороги». EDN IFURQB.

43. Trishin N. Assessment of Signaling, Centralization and Blocking Division Work in the Field of Train Traffic Safety by Risk-Based Factor Analysis // International Journal of Professional Science, 2024. No. 1–2. P. 53–61. EDN HSSOLC.

44. Горелик А. В., Солдатов Д. В. Моделирование технологического процесса восстановления объектов транспортной инфраструктуры // Наука и техника транспорта. 2013. № 4. С. 80–83. EDN RNEFHN.

45. Особенности применения информационных систем для управления инфраструктурным комплексом железнодорожного транспорта / А. В. Горелик [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6–2. С. 228–233. DOI:https://doi.org/10.17513/snt.38097. EDN QNWWSY.

Войти или Создать
* Забыли пароль?