Россия
Россия
УДК 629.4.053.2 Системы управления и контроля, общие для различных видов тяги
Цель: рассмотреть вопрос комплексного диагностирования механической части высокоскоростного подвижного состава и путевой инфраструктуры, провести анализ влияния эксплуатационных факторов на техническое состояние узлов подвижного состава, определить основные проблемы и предложить возможные пути решения, рассмотреть перспективы развития отечественных разработок в области комплексного диагностирования подвижного состава и инфраструктуры. Методы: анализ конструктивных особенностей и влияния на безопасность движения, критерии и параметры ходовой устойчивости и комфорта пассажиров механической части высокоскоростного электропоездов «Сапсан», описание предпосылок и этапов создания, тестирования и эксплуатации системы непрерывного мониторинга параметров динамической системы «экипаж — путь» электропоездов «Сапсан», анализ влияния основных эксплуатационных факторов на техническое состояние механической части подвижного состава. Результаты: определена ключевая роль механической части электропоезда «Сапсан» в обеспечении безопасности движения и комфорта пассажиров. Выявлена необходимость создания и внедрения системы для непрерывного мониторинга динамических реакций в системе «механическая часть поезда — путевая инфраструктура». Рассмотрены результаты опытной эксплуатации прототипа системы в составе электропоездов «Сапсан» на примере исследований участков пути с повышенным воздействием на подвижной состав и проблем поперечной устойчивости электропоезда. Выявлено, что вертикальные ускорения буксовых узлов со значительными амплитудами позволяют выявить вертикальные неровности пути длиной до 3 м, а постоянная регистрация повышенных поперечных ускорений рамы тележки показывает необходимость решения вопросов, связанных с геометрией контакта колесо — рельс при извилистом движении подвижного состава в части параметров конусности. Определено текущее состояние и перспективы разработки отечественных систем комплексной диагностики. Практическая значимость: рассмотренная система диагностики позволяет осуществлять комплексный анализ проблем технического состояния механической части и инфраструктуры, определять взаимную зависимость и уровень влияния эксплуатационных факторов, что является путем к повышению надежности и отказоустойчивости узлов подвижного состава, безопасности движения и комфорта пассажиров. Ее интеграция в состав цифровой платформы позволит повысить эффективность организации технического обслуживания и управления ресурсами предприятий.
комплексная диагностика, высокоскоростной подвижной состав, путевая инфраструктура, измерительные датчики, динамическая система, мониторинг
1. Богомолов Н. Ю. Высокоскоростные поезда «Сапсан» В1 и В2. Учебное пособие / Н. Ю. Богомолов, А. В. Ширяев, М. Ю. Изварин. М.: ОАО «Российские железные дороги», 2013. 522 с.
2. Кочергин В. В., Грабнер Г., Максимов И. Н. и др. Система выявления участков пути с повышенным уровнем воздействия на экипаж скоростного подвижного состава // Вестник ВНИИЖТ. 2015. № 2. С. 3–8.
3. Бржезовский А. М., Андреев В. Е., Аршинцев Д. Н. и др. О причинах аварийного срабатывания системы контроля устойчивости хода вагонов ЭВС «Сапсан» // Вестник ВНИИЖТ. 2014. № 2. С. 13–23.
4. Руководство по эксплуатации для электропоездов Velaro RUS/САПСАН (первой и второй серии) / SIEMENS, версия: H, № документа A6Z00007385065, 2014. 666 с.
5. Velaro RUS. Функциональная спецификация «Контроль тележки» / SIEMENS, версия: F, № документа A6Z00001041521, 2020. 63 с.
6. Горский А. Н., Лысов Н. В. Извилистое движение вагонов подвижного состава // Электроника и электрооборудование транспорта. 2020. № 6. С. 9–13.
7. Динамика вагона / С. В. Вершинский, В. Н. Данилов, И. И. Челноков. М.: Транспорт, 1978. 352 с.