ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕРОВНОСТЕЙ И МОДЕЛИ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ГРУЗОВОГО ВАГОНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: сравнить требования документов РД 32.68-96 и ПНСТ 511-2020 в части задания неровностей рельсовых нитей при проведении компьютерного моделирования железнодорожных экипажей. Оценить влияние неровностей и модели рельсового пути на динамические качества грузового вагона при его движении по прямолинейному и криволинейным участкам. Методы: обзор и анализ нормативных документов в области расчетных неровностей пути (РД 32.68-96 и ПНСТ 511-2020), а также существующих моделей рельсового пути позволили провести многовариантное моделирование движения железнодорожного экипажа с расчетной статической осевой нагрузкой 23,5 тс по прямолинейным и криволинейным участкам пути радиусами 350 и 650 м. Методами компьютерного имитационного моделирования проведено сравнение показателей качества хода грузового вагона в широко распространенной на территории РФ программе «Универсальный механизм». Результаты: проведено сравнение действующих стандартов в области расчетных неровностей железнодорожного пути, применяемых в РФ. Получены и проанализированы осциллограммы рамных сил, ускорений, коэффициентов динамических добавок и устойчивости универсального полувагона на традиционных тележках 18-100. Исследовано влияние модели рельсового пути на результаты расчетов. Практическая значимость: полученные результаты работы указывают на необходимость создания единого государственного стандарта, содержащего в себе описание подходов к заданию неровностей железнодорожного пути при моделировании динамики грузовых (и пассажирских) железнодорожных экипажей.

Ключевые слова:
грузовой вагон, полувагон, модель пути, неровности рельсовых нитей, моделирование движения вагона, динамические качества
Список литературы

1. РД 32.68-96 «Расчетные неровности железнодорожного пути для использования при исследованиях и проектировании пассажирских и грузовых вагонов». М.: МПС, 1996.

2. ПНСТ 511-2020 «Вагоны грузовые. Расчетные неровности железнодорожного пути для оценки показателей динамических качеств грузовых вагонов расчетными методами». М.: Стандартинформ, 2021.

3. Савоськин А . Н., Лавлинская Н. С. Генерирование геометрических неровностей как случайных возмущений, вызывающих колебания рельсовых экипажей // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИ ЖТ). 2024. Т. 83, № 1. С. 24–39.

4. Федорова В. И ., Суслов О. А. Разработка деградационных моделей пути и подвижногосостава // Транспорт Российской Федерации. 2022. № 4–5 (101–102). С. 50–57.

5. ГОСТ 33211-2014 «Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам». М.: Стандартинформ, 2014.

6. Мартыненко Л . В. Моделирование динамических характеристик вагона в программном комплексе «Универсальный механизм UM» // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2022. № 3 (75). С. 139–148.

7. Универсальный механизм. Программы, руководство пользователя, презентации [Электронный ресурс]. URL: http://www.universalmechanism.com/pages/index.php?id=3.

8. Современные методы моделирования динамики подвижного состава: [электронное учеб. пособие] / А. В. Саидова, Ю. Б . Житков. СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2022. 52 с.

9. Современные методы моделирования динамики подвижного состава: [электронное учеб. пособие] / А. В. Саидова, А. М. Орлова СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2023. 84 с.

10. Михеев Г. В., Погорелов Д. Ю., Родиков А . Н. Методы моделирования динамики железнодорожных колесных пар с учетом упругости // Вестник БГТУ. 2019. № 4. С. 40–51.

Войти или Создать
* Забыли пароль?