В статье приведены результаты исследований зависимости средней интенсивности отказов и средней наработки на отказ ремонтируемой аппаратуры автоматики и телемеханики от периодичности предупредительных замен и глубины восстановления надежности, а также от коэффициента вариации распределений, используемых для описания отказов аппаратуры. Установлено, что значение средней интенсивности отказов с уменьшением периодичности и количества замен на отремонтированную аппаратуру от начала эксплуатации до замен на новую аппаратуру снижается, а с уменьшением глубины восстановления надежности аппаратуры - возрастает. Варьируя глубину восстановления надежности или периодичность и количество замен на отремонтированную аппаратуру от начала эксплуатации до замен на новую аппаратуру, можно обеспечить заданное значение средней интенсивности отказов аппаратуры автоматики и телемеханики. Наработка на отказ аппаратуры существенно зависит от глубины восстановления надежности при ремонте. Существуют граничные значения периодичности замен и глубины восстановления надежности, при которых ремонты нецелесообразны, так как наработка на отказ аппаратуры в этих случаях становится ниже, чем при отсутствии такого ремонта. Существуют предельные значения глубины восстановления надежности, при которых проведение ремонтов с любой периодичностью снижает наработку на отказ аппаратуры и такие ремонты нецелесообразны. Из результатов исследований следует, что для аппаратуры, у которой процессы старения и износа наиболее выражены, имеется больше причин для ремонтов. В условиях эксплуатации за счет изменения периодичности предупредительных замен и глубины восстановления надежности можно обеспечить требуемое значение средней наработки на отказ аппаратуры.
ремонт, замена, периодичность, надежность, глубина восстановления, интенсивность отказов, наработка на отказ
1. Горелик А. В. Анализ показателей надежности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики с учетом экономических критериев / А. В. Горелик, П. А. Неваров // Автоматика на транспорте. - 2015. - Т. 1. - № 3. - С. 271-281.
2. Шаманов В. И. Обобщенная математическая модель процесса эксплуатации систем автоматики и телемеханики / В. И. Шаманов // Автоматика на транс- порте. - 2016. - Т. 2. - № 2. - С. 163-179.
3. Шаманов В. И. Методы оптимизации технического обслуживания систем автоматики / В. И. Шаманов // Автоматика на транспорте. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 481-496.
4. Горелик А. В. Оценка качества технической эксплуатации систем железнодорожной автоматики и телемеханики / А. В. Горелик, Н. А. Тарадин, А. С. Весе- лова, Д. В. Солдатов // Автоматика на транспорте. - 2017. - Т. 3. - № 3. - С. 319- 334.
5. Володарский В. А. Стратегии, критерии и расчет периодичности замен аппаратуры автоматики и телемеханики / В. А. Володарский // Автоматика на транс- порте. - 2017. - Т. 3. - № 2. - С. 165-177.
6. Барлоу Р. Математическая теория надежности / Р. Барлоу, Ф. Прошан. - М. : Советское радио, 1969. - 488 с.
7. Сапожников Вал. В. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи / Вал. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, В. И. Шаманов. - М. : Маршрут, 2003. - 263 с.
8. Барлоу Р. Статическая теория надежности и испытания на безотказность / Р. Барлоу, Ф. Прошан. - М. : Наука, 1984. - 328 с.
9. Володарский В. А. О тригонометрических распределениях для описания отказов технических устройств / В. А. Володарский // Надежность.- 2016. - № 2. - С. 16-19.
10. Эндрени Дж. Моделирование при расчетах надежности в электроэнергетических системах / Дж. Эндрени. - М. : Энергоатомиздат, 1983. - 435 с.