ОБОБЩЕННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведены методы формализации эволюции ресурса надежности систем автоматики и телемеханики в процессе их эксплуатации от пуска в работу до списания и утилизации. Эти системы являются долгоживущими, и во время их эксплуатации (два-три и более десятка лет) меняется как состав системы в результате модернизаций и капитальных ремонтов, так и требования к системе по качеству интервального регулирования движения поездов. За это время могут существенно измениться также способы технического обслуживания за счет, например, расширения возможностей автоматического контроля предотказных состояний элементов системы. Системы автоматики и телемеханики относятся к большим техническим системам, математическое описание процессов эволюции показателей их надежности встречает определенные трудности. Для больших технических систем не совсем подходят широко используемые в теории надежности понятия «состояние приработки», «новое состояние», «стареющее состояние», «предотказное состояние». Использование математического аппарата марковских процессов затрудняется, например, тем, что в процессе анализа надежности системы при проявлении деградационных процессов необходимо учитывать далекую предысторию, что могут обеспечить только так называемые «стареющие законы». Математическая модель системы автоматики и телемеханики оказывается не очень удобной для практического использования вследствие своей громоздкости из-за большого количества элементов, которые могут находиться в различных состояниях. Поэтому встает задача приведения состояний модели системы, принадлежащих одному и тому же подмножеству, к обобщенному состоянию. Модель укрупненной системы в новом фазовом пространстве в определенном смысле должна описывать функционирование исходной системы. Предложенные математические модели позволяют, при использовании математического аппарата марковских процессов с доходами и динамического программирования, разрабатывать методы и стратегии управления техническим обслуживанием систем автоматики и телемеханики, обеспечивающие наибольшую эффективность их функционирования.

Ключевые слова:
системы автоматики и телемеханики, состояния систем, эволюция во времени, надежность, эксплуатация, расходы, математические модели, марковские процессы, динамическое программирование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Богданофф Дж. Вероятностные модели накопления повреждений / Дж. Богданофф, Ф. Козин. - М. : Мир, 1989. - 344 с.

2. Шаманов В. И. Прогнозирование расхода параметрической избыточности объектов контроля / В. И. Шаманов // Проблемы построения микропроцессорных систем железнодорожной автоматики : межвуз. сб. науч. тр. - СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 1995. - С. 90-92.

3. Сапожников Вал. В. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи / Вал. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, В. И. Шаманов. - М. : Маршрут, 2003. - 240 с.

4. Шаманов В. И. Эволюция во времени ресурса СЖАТ / В. И. Шаманов // Автоматика, телемеханика и связь. - 1997. - № 12. - С. 20-24.

5. Ховард Р. А. Динамическое программирование и марковские процессы / Р. А. Ховард. - М. : Наука, 1964. - 189 с.

6. Барлоу Р. Статистическая теория надежности и испытания на безотказность / Р. Барлоу, Ф. Прошан. - М. : Наука, 1985. - 328 с.

7. Баруча-Рид А. Т. Элементы теории марковских процессов и их приложения / А. Т. Баруча-Рид. - М. : Наука, 1969. - 511 с.

8. Маньшин Г. Г. Обеспечение качества функционирования автоматизированных систем / Г. Г. Маньшин, С. В. Кирпич. - Минск : Наука и техника, 1986. - 222 с.

9. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. Т. 2 / В. Феллер. - М. : Мир, 1984. - 738 с.

10. Шаманов В. И. Надежность систем железнодорожной автоматики и телемеханики / В. И. Шаманов.- Иркутск : ИрИИТ, 1999. - 223 с.

11. Капур К. Надежность и проектирование систем / К. Капур, Л. Ломберсон. - М. : Мир, 1980. - 604 с.

12. Шаманов В. И. Эксплуатация стареющих систем автоматики и телемеханики / В. И. Шаманов // Железнодорожный транспорт. - 1997. - № 9. - С. 35-39.

13. Методы построения безопасных микроэлектронных систем железнодорожной автоматики / Вал. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, Х. А. Христов, Д. В. Гавзов ; под ред. Вл. В. Сапожникова. - М. : Транспорт, 1995. - 272 с.

14. Королюк В. С. Фазовое укрупнение сложных систем / В. С. Королюк, А. Р. Турбин. - Киев : Вища школа, 1978. - 236 с.

15. Майн X. Марковские процессы принятия решений / X. Майн, С. Осаки. - М. : Наука, 1977. - 176 с.

16. Лубков Н. В. Анализ надежности сложных технических систем с использованием многоуровневой модели работоспособности / Н. В. Лубков. - М. : Знание,1988. - 64 с.

17. Карлин С. Основы теории случайных процессов / С. Карлин. - М. : Мир, 1971. - 536 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?