Россия
УДК 338.47 Экономика транспорта и связи
Цель: Оценить значимость транспортировки грузов для экономики стран пространства 1520. Данное исследование подтверждает необходимость расширения возможностей железнодорожной инфраструктуры несмотря на последствия санкционных ограничений, неопределенность международной политической обстановки и дисбаланс трансъевразийских контейнерных перевозок с целью достижения экономического роста национальных экономик стран пространства 1520. Методы: Используются методы аналитики и диагностики данных (наблюдение, анализ, синтез) нормативно-правовых положений, регулирующих отношения в рамках грузоперевозок по сети железных дорог, а также отчетов ведущих железнодорожных компаний стран пространства 1520 – ОАО «РЖД», АО «НК «Қазақстан темір жолы», Белорусской ЖД и пр., российских и зарубежных экспедиторских компаний, операторов-перевозчиков, данных ФТС РФ и зарубежных таможенных органов, статистических и аналитических информационных баз. Результаты: Дана характеристика основным железнодорожным системам ведущих стран пространства 1520 с уточнением количества международных и внутренних контейнерных и контейнерно-контрейлерных маршрутов. Установлены факторы, влияющие на развитие перевозок грузов на территории России по колее 1520, оценены перспективы транспортировки грузов с учетом текущего состояния транспортно-логистического рынка России. Практическая значимость: Полученные результаты имеют прикладной характер, поскольку предлагают и обосновывают ряд мер, обеспечивающих эффективное развитие перевозок грузов с учетом существующих инфраструктурных ограничений.
Пространство 1520, железнодорожный транспорт, транспортировка грузов
1. Аналитический обзор инвестиционной компании «РЖД-Инвест». - URL: https:// rzd-invest.ru/ (дата обращения: 07.11.2022).
2. Особые условия международных перевозок (SCIC) по проездным документам в сообщении Восток - Запад (EWT). - URL: https://company.rzd.ru/ru/9353/ page/105104?id=805 (дата обращения: 07.11.2022).
3. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Служебная инструкция к СМГС (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июня 2022 г.). - URL: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=1816 (дата обращения: 07.11.2022).
4. Журавлева Н. А. Влияние постпандемийной экономики на бизнес-модель транспортных организаций / Н. А. Журавлева // Транспорт Российской Федерации. - 2020. - № 3-4(88-89). - С. 20-23.
5. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2020 г. № 1265 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на транзитные перевозки по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом общего пользования грузов в контейнерах». - URL: https://www.zakonrf.info/postanovlenie-pravitelstvo-rf-1265-21082020/ (дата обращения: 07.11.2022).
6. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2022 г. № 408/22 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 10 декабря 2015 г. № 1226/15 и о неприменении отдельных коэффициентов на экспортные перевозки угля каменного, установленных постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. № 47-т/5». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205310010 (дата обращения: 07.11.2022).
7. Распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2022 г. № 1328-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. № 2991-р». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205280027 (дата обращения: 07.11.2022).
8. Гулый И. М. Подход к экономической оценке инвестиционных проектов развития железнодорожной инфраструктуры / И. М. Гулый // Транспорт Российской Федерации. - 2021. - № 1-2(92-93). - С. 12-14.
9. Гулый И. М. Цифровые технологии искусственного интеллекта в деятельности Российского железнодорожного транспорта / И. М. Гулый // Транспортное дело России. - 2021. - № 1. - С. 121-123.
10. Генеральная схема развития сети транспортно-логистических центров (в рамках федерального проекта «Транспортно-логистические центры» Транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.). - URL: http://mintrans.org/ftpgetfile.php?id=10 (дата обращения: 07.11.2022).
11. Журавлева Н. А. Методология исследования цифровой трансформации в условиях дестабилизации бизнес-моделей транспортных организаций / Н. А. Журавлева // Методология развития экономики, промышленности и сферы услуг в условиях цифровизации. - CПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. - С. 10-47. - DOI:https://doi.org/10.18720/IEP/2018.6/1.
12. Волыхина Н. В. Концепция «Mobility-as-a-service» в период цифровой трансформации транспортных систем / Н. В. Волыхина // III Бетанкуровский международный инженерный форум. - 2021. - С. 89-92.
13. Сетевое издание «Вгудок». - URL: https://vgudok.com/rassledovaniya/rossiya-vs-mir-mirovoy-konteynernyy-rynok-skatyvaetsya-k-recessii-rossiyskiy-mozhet (дата обращения: 07.01.2023).
14. Данные аналитического портала ERAI. - URL: https://index1520.com/analytics/novye-transportnye-koridory/ (дата обращения: 07.01.2023).
15. Данные форума по устойчивому транспортному сообщению между Азией и Европой (5-6 октября 2021 г.). - URL: https:// icctt.com/f/forum_po_ustojchivoj_transportnoj_svyaznosti_eskato_broshyura.pdf (дата обращения: 07.06.2022).
16. Гулый И. М. Методология оценки влияния цифровых платформ взаимодействия участников мультимодальных перевозок грузов на параметры международных транспортных коридоров / И. М. Гулый // Транспортное дело России. - 2021. - № 6. - С. 167-169. - DOI:https://doi.org/10.52375/20728689_2021_6_167.