студент
Россия
Россия
Россия
Цель: Разрабатываются методы расчета глубины промерзания грунтов земляного полотна высокоскоростных магистралей с учетом его многослойной конструкции. Методы: Рассмотрены существующие методы расчета глубины промерзания грунта, предложены усовершенствованный метод Берггрена для расчета глубины промерзания грунтов земляного полотна ВСМ и метод численного моделирования температурного режима земляного полотна на основе математической модели с учетом миграции влаги. Достоверность расчетов подтверждается сравнением с результатами численного моделирования и результатами расчета методом по китайским и российским нормам строительства железных дорог. Результаты: Результаты расчетов глубины промерзания земляного полотна по разным методам аналогичны. Усовершенствованный метод Берггрена целесообразно использовать для расчета глубины промерзания грунтов земляного полотна многослойной системы. Метод численного моделирования дает возможность прогнозировать глубину промерзания грунта, в том числе изменение глубины промерзания и оттаивания, вызванных потеплением климата. Практическая значимость: Для расчета глубины промерзания земляного полотна ВСМ целесообразно применять усовершенствованный метод Берггрена. Разработанная модель может быть использована как для изучения закономерности распределения теплового режима земляного полотна при промерзании и оттаивании, так и для проектирования толщины защитных слоев от мороза для конструкции земляного полотна высокоскоростных магистралей.
Глубина промерзания грунтов, земляное полотно высокоскоростных магистралей, усовершенствованный метод Берггрена, численное моделирование, температурный режим
1. ГОСТ 24847-2017. Грунты. Методы определения глубины сезонного промер-зания. - М.: Стандартинформ, 2018. - 19 с.
2. Carlson H. Calculation of depth of freezing and thawing under pavements / H. Carl-son, M. S. Kersten // Soil temperature and ground freezing. - 1953. - Iss. 71. - Pp. 81-98.
3. Леонович И. И. Механика земляного полотна. / И. И. Леонович, Н. П. Вырко. - Минск: Наука и техника, 1975. - 232 с.
4. Zhang Yu. Study on the Stability of High-speed Railway Roadbed in Deep Seasonal-ly Frozen Region: Doctoral dissertation / Yu. Zhang. - Beijing: Beijing Jiaotong University, 2015. - 161 p.
5. Yan H. Experimental Study on Frost Depth of High Speed Railway Subgrade in Cold Region / H. Yan, D. Cai, G. Yang et al. // China Railway Science. - 2015. - Iss. 36(03). - Pp. 1-6.
6. Леонович И. И. Статистический метод определения глубины промерзания грунтов / И. И. Леонович, Н. П. Вырко, М. Н. Демидко // Труды БГТУ. Лесная и дере-вообрабатывающая промышленность. - Минск: БГТУ, 2015. - № 2. - С. 27-31.
7. GB 50007-2011. Code for design of building foundation. - Beijing: China Archi-tecture & Building Press, 2011. - 333 p.
8. TB 10035-2018. Code for Design on Special Railway Earth Structure. - Beijing: China Railway Publishing House, 2018. - 281 p.
9. СП 32-104-98. Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм. - Москва: ГУП ЦПП, 1999. - 90 с.
10. Технические указания по устранению пучин и просадок железнодорожного пути. - М.: Транспорт, 1998. - 74 с.
11. Aldrich Jr. Frost Penetration Below Highway And Airfield Pavements / P. Harl, Jr. Aldrich // Highway Research Board Bulletin. - 1956. - Iss. 135. - Pp. 124-149.
12. СП 25.13330.2020 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечно-мерзлых грунтах». - Утв. Приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. № 915/пр. - М.: ФАУ «ФЦС», 2020. - 135 с.
13. Lu N. Unsaturated soil mechanics / N. Lu, W. J. Likos. - Hoboken: John Wiley & Sons, 2004. - 556 p.
14. CMA Meteorological Data Centre: National Meteorological Information Centre. - Beijing, 2016. - URL: http://data.cma.cn/en/?r=data/index&cid=0b9164954813c573 (дата обращения: 11.11.2022).
15. TB 10035-2018. Code for Design on Special Railway Earth Structure. - Beijing: China Railway Publishing House, 2018. - 281 p.
16. Wan X. Optimization Study for Subgrade Structure of HSR in Deep Seasonally Fro-zen Region Based on Temperature Field: Master's Thesis / X. Wang. - Beijing: Beijing Jiao-tong University, 2019. - 101 p.