Россия
Россия
Октябрьская железная дорога (Филиал ОАО «Российские железные дороги», Первый заместитель начальника по экономике, финансам и корпоративной координации)
Россия
Россия
Для идентификации проблем функционирования железнодорожных линий используются различные механизмы, в том числе механизм диагностики эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий, который позволяет повысить эффективность их функционирования. Предлагаемый механизм позволяет оценить текущее состояние малоинтенсивной железнодорожной линии и установить причинно-следственные связи, приводящие к убыточности линии, дать анализ показателей, которые в наибольшей степени оказывают негативное влияние на функционирование линии. Для этого применен метод когнитивного моделирования. В статье разработана укрупненная когнитивная карта функционирования малоинтенсивных железнодорожных линий, используемая для диагностики существующего состоянии эксплуатации линии. Когнитивная карта состоит из концептов, связей между концептами и весовых значений связей. На основании когнитивной карты составлена матрица смежности, которая позволяет оценить достоверность и устойчивость нечеткой когнитивной карты по внешним и внутренним возмущениям. Рассчитаны характеристическое уравнение и собственные значения матрицы, которые позволяют дать оценку показателей когнитивной карты в виде влияния концептов на систему и системы на концепты. Установлены показатели нечеткой когнитивной карты, а именно консонанс влияния системы, диссонанс влияния системы, влияние концепта на систему, которые дают наиболее полное представление о внутренней структуре малоинтенсивной линии. Наибольшее положительное влияние на систему среди концептов оказывают «технические ресурсы», «персонал станций и участка» и «нормативная база». Наиболее значимое положительное влияние на перечисленные концепты позволит повысить эффективность работы малоинтенсивных железнодорожных линий. Наибольшее отрицательное влияние на систему среди концептов оказывает концепт «Размеры движения» в связи с недостаточным количеством пар поездов в сутки, проходящих по линии. Составлен план экспериментов для определения изменения параметров концептов «Производительность и эффективность» при оказании импульсных воздействий на концепты «Оперативное управления перевозочным процессом», «Технические ресурсы» и «Персонал станций и участка» с целью оценки их влияния на концепты «Производительности» и «Эффективности». При внесении импульсов в концепт «Функционального управления» и «Технические ресурсы» существенного изменения производительности и эффективности не наблюдается. При внесении импульсов в концепт «Персонал» наблюдается рост производительности и эффективности, что свидетельствует о возможности повышения эффективности функционирования малоинтенсивных железнодорожных линий путем положительного импульса на концепт «Персонал».
управление процессами перевозок, малоинтенсивные линии, механизм диагностики эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий, когнитивное моделирование, импульсные процессы, железнодорожный транспорт
1. Кириленко О. Н. Экономическая эффективность методов эксплуатации малодеятельных линий / О. Н. Кириленко // Экономика железных дорог. - 2014. - № 8. - С. 79-85.
2. Вакуленко С. П. Малодеятельные линии: состояние и варианты оптимизации / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова // Мир транспорта. - 2017. - Т. 15. - № 3(70). - С. 174-180. - DOI: doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-1.
3. Никитин А. Б. Возможность внедрения цифровой радиосвязи и организации передачи данных между станциями на малодеятельных линиях / А. Б. Никитин, И. В. Кушпиль // Автоматика на транспорте. - 2019. - Т. 5. - № 1. - С. 45-61. DOI:https://doi.org/10.20295/2412-9186-2019-1-45-61.
4. Frumin D. Branching processes of conservative nested Petri nets / D. Frumin, I. A. Lomazova // VPT 2014. Second International Workshop on Verification and Program Transformation. - Vol. 28: EPiC Series. EasyChair, 2014. - Pp. 19-35.
5. Chan Y. K. The establishment of an integrated management system paradigm for railway engineering management / Y. K. Chan, P. Gaffney, K. Neailey et al. // The TQM Magazine. - 1998. - Vol. 10. - № 6. - Pp. 420-424.
6. Badetskii A. P. Improving the stability of the train formation plan to uneven operational work / A. P. Badetskii, O. A. Medved // Transportation Research Procedia. Ser. “International Scientific Siberian Transport Forum, TransSiberia 2020”. - 2021. - Pp. 559-567. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.trpro.2021.02.108.
7. Chudzikiewicz A. Simulation evaluation of the costs of adapting the low density traffic line to practical exploitation / A. Chudzikiewicz // Procedia Social and Behavioral Sciences 20. - 2011. - Pp. 244-250. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.08.030.
8. Епишкин И. А. Причины появления малодеятельных линий в РФ / И. А. Епишкин, К. В. Фионова // Транспортное дело России. - 2018. - № 6. - С. 262-264.
9. Шарапов С. Н. Повышение эффективности работы малоинтенсивных железнодорожных линий / С. Н. Шарапов, С. В. Горельцев, М. В. Лялько // Железнодорожный транспорт. - 2018. - № 6. - С. 36-46.
10. Ковалев К. Е. Разработка механизмов повышения эффективности функционирования малоинтенсивных железнодорожных линий / К. Е. Ковалев, А. В. Новичихин, О. А. Медведь // Автоматика на транспорте. - 2022. - Т. 8. - № 2. - С. 150-161. - DOI:https://doi.org/10.20295/2412-9186-2022-8-2-150-161.
11. Ковалев К. Е. Комплексный синергетико-индикаторный подход к управлению процессами перевозок на интенсивных и малодеятельных линиях / К. Е. Ковалев, А. В. Новичихин // Автоматика на транспорте. - 2021. - Т. 7. - № 2. - С. 252-267. - DOI:https://doi.org/10.20295/2412-9186-2021-7-2-252-267.
12. Kovalev K. Interaction of intensive and low-density lines: management approach and models / K. Kovalev, A. Novichikhin // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - Vol. 402 LNNS. - С. 701-709. - DOI: doi.org/10.1007/978-3-030-96380-4_76.
13. Kovalev K. E. Ford-Fulkerson algorithm refinement for the cooperation effectiveness increase of intensive and low-density lines / K. E. Kovalev, A. V. Novichikhin // Intelligent Information Technology and Mathematical Modeling 2021 (IITMM 2021) Journal of Physics: Conference Series 2131. - 2021. - P. 032008. - DOI:https://doi.org/10.1088/1742-6596/2131/3/032008.
14. Кульба В. В. Управление и контроль реализации социально-экономических программ / В. В. Кульба, С. С. Ковалевский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 400 с.
15. Новиков Д. А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем / Д. А. Новиков. - М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. - 150 с.
16. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами / Д. А. Новиков. - М.: МПСИ, 2005. - 584 с.
17. Армстронг М. Управление результативностью. Система оценки результатов в действии / М. Армстронг. - Альпина Диджитал, 2011. - 276 с.
18. Робертс Ф. С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам / Ф. С. Робертс; пер. англ. А. М. Раппопорта, С. И. Травкина; под ред. А. И. Теймана. - М.: Наука, 1986. - 496 с.
19. Node.js - программная платформа. - URL: https://www.node.org/ (дата обращения: 24.08.2022).
20. Управление и контроль реализации социально-экономических целевых программ / Под ред. В. В. Кульбы, С. С. Ковалевского. - М.: Книжный дом «ЛИБОРОКОМ», 2009. - 400 с.
21. Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы: Пер. англ. / Касти Дж. - М.: Мир, 1982. - 216 с.