ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «ТЯГА — ПРОГНОЗ» ДЛЯ ПОИСКА ЭНЕРГООПТИМАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ВЕДЕНИЯ ПОЕЗДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: В статье представлено описание программного комплекса «Тяга — Прогноз» для выполнения тягово-энергетических расчетов с ручным и автоматическим формированием режимов управления. Применяемые в настоящее время программные продукты обладают рядом недостатков, не позволяющих автоматизировать процесс выполнения тягово-энергетических расчетов при исследованиях и испытаниях нового и существующего подвижного состава. Также актуальной является задача поиска энергооптимальных режимов ведения поезда при различных условиях эксплуатации. Решением данной проблемы послужила разработка и апробация программного комплекса «Тяга — Прогноз». Методы: Численное решение дифференциального уравнения движения поезда проводилось по интервалам пройденного пути с использованием последовательного приближения. Осуществлен предварительный расчет возможных траекторий движения с целью поиска энергоэффективных режимов ведения поезда. Учитывались переходные процессы в энергетической установке и тормозной системе поезда. Сопротивление движению поезда от профиля и продольного плана линии определялось при учете повагонного распределения единиц тягового подвижного состава, а также в случае повагонного трогания поезда с места. Расчет попутного следования поездов проводился с учетом особенностей маневровой работы. Результаты: Как показало сравнение результатов тягово-энергетических расчетов и опытных поездок, точность выполнения тяговых расчетов составляет около 1,5 %. Предлагаемые программой энергоэффективных режимов ведения поезда позволяют сократить расход энергоресурсов более чем на 3 %. Практическая значимость: Использование программного комплекса «Тяга — Прогноз» позволит повысить точность тяговых расчетов как для существующего, так и для вновь проектируемого подвижного состава. Гибкость формирования тяговых и тормозных характеристик, а также имеющиеся возможности задания сил сопротивления движению позволяют оценить эффективность принимаемых решений с точки зрения энергоэффективности на стадии проектирования подвижного состава. Применение формируемых программным комплексом энергоэффективных режимов ведения поезда способствует сокращению расхода энергоресурсов на тягу поездов.

Ключевые слова:
Программный комплекс, тяговые расчеты, оптимальное управление, сила тяги, сопротивление движению, тормозные силы
Список литературы

1. Анисимов В. А. Система ЭРА: Назначение, состав и возможности / В. А. Анисимов, В. В. Анисимов; под ред. В. С. Шварцфельда // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. - Хабаровск: ДВГУПС, 2016. - Вып. 4. - С. 127−141.

2. Анисимов В. А. Многоцелевые расчетно-аналитические комплексы ИСКРА и ЭРА - комплексное решение проектных и производственных задач / В. А. Анисимов, В. В. Анисимов // Транспортная инфраструктура сибирского региона: материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 13−17 мая 2013 г.). - Иркутск: ИрГУПС, 2013. - Т. 1. - С. 540−547.

3. Программно-технологические комплексы Искра и ЭРА. - URL: http://sites.google.com/site/isystemgdt (дата обращения: 23.09.2022).

4. Интеллектуальные рельсовые системы. - URL: https://brailsys.com/ /MoveRW_0.htm (дата обращения: 23.09.2022).

5. Иноземцев В. Г. Тормоза железнодорожного подвижного состава / В. Г. Иноземцев. - М.: Транспорт, 1979. - 424 с.

6. Иноземцев В. Г. Развитие теории торможения поездов с учетом перспективных скоростей и весовых норм: автореф. дисс. … д-ра техн. наук / В. Г. Иноземцев; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т ж.-д. транспорта. - М., 1970. - 39 с.

7. Закерничная Н. В. Совершенствование методики расчета тормозных сил в грузовом поезде: автореферат дисс. … канд. техн. наук / Н. В. Закерничная; Ом. гос. ун-т путей сообщ. - Омск, 2003. - 18 с.

8. Баранов Л. А. Повышение энергоэффективности управления движением метропоездов / Л. А. Баранов, В. М. Максимов // Мир транспорта. - 2016. - № 4. - С. 6−18.

9. Мугинштейн Л. А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поезда / Л. А. Мугинштейн, А. Е. Илютович, И. А. Ябко // Вестник ВНИИЖТ. - 2013. - № 6. - С. 3−13.

10. Моисеев Н. Н. Численные методы в теории оптимальных систем / Н. Н. Моисеев. - М.: Наука, 1971. - 424 с.

11. Максимов В. М. Оптимальное управление при автоматическом ведении поезда метрополитена / В. М. Максимов // Сб. науч. трудов МИИТ. - М., 1971. - Вып. 388. - С. 82−92.

12. Головичер Я. М. Аналитический метод расчета оптимального управления движением поезда / Головичер Я. М. // Известия высших учебных заведений. Электромеханика 3. - Издание Новочеркасского политехнического института. - 1986. - С. 58−66.

13. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022616927 Российская Федерация. Программа выполнения тягово-энергетических расчетов «Тяга - Прогноз» ведения локомотивами поездов различной составности по энергооптимальным режимам / В. П. Гриневич, Д. Н. Курилкин, Т. С. Авсиевич и др. - № 2022616055; заявл. 06.04.2022; опубл. 18.04.2022, Бюл. № 4.

14. Гриневич В. П. Об особенностях эксплуатационной модели работы тепловоза на Восточном полигоне / В. П. Гриневич, Г. Ф. Кашников, В. Н. Петров и др. // Вестник ВНИКТИ. - Коломна, 2018. - Вып. 101. - С. 6−14.

15. Гриневич В. П. Оценка эксплуатационных качеств выпускаемых и перспективных автономных локомотивов для тягового обеспечения восточного полигона / В. П. Гриневич, Ю. И. Клименко, Г. Ф. Кашников и др. // Вестник ВНИКТИ. - Коломна, 2018. - Вып. 101. - С. 15−21.

Войти или Создать
* Забыли пароль?