УДК 629.423 Электроподвижной состав
Неустойчивая работа аппаратуры рельсовых цепей и локомотивной аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации вызывает ложные переключения светофоров, что отрицательно влияет на пропускную способность участков железных дорог и на безопасность движения поездов. Такие сбои в работе аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации отрицательно действуют на психику локомотивных бригад. При повышенной интенсивности сбоев разрешается отключать эту аппаратуру как неисправную, что существенно ухудшает безопасность движения поездов. На железных дорогах с электротягой основной причиной рассматриваемых сбоев является мешающее действие тяговых токов при его неравенстве в рельсовых нитях рельсовой линии. Появляется оно при возникновении асимметрии (разности величин) продольного и/или поперечного сопротивлений рельсовой линии, вызванной ухудшением состояния рельсовых стыковых соединителей, дроссельных перемычек и/или при пробое искровых разрядников в цепях подключения к рельсам цепей заземления различных конструкций. Контролировать состояние электропроводящих элементов в рельсовых линиях сложно вследствие их многочисленности и потому, что их электрическое сопротивление в области допуска имеет порядок миллиОмов. Этим вызывается необходимость разработки более совершенных способов оценки электромагнитной обстановки и способов определения состояния указанных элементов. В статье приводятся результаты разработки экспериментальных и аналитических способов оценивания электромагнитной обстановки на участках с электротягой для аппаратуры рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации. Дано описание разработанных способов контроля состояния электропроводящих и изолирующих элементов в рельсовых линиях, более пригодных при выполнении работ по техническому обслуживанию рассматриваемой аппаратуры и определения причин ее неустойчивой работы.
рельсовые линии, тяговые токи, асимметрия, электромагнитная обстановка, помехи, рельсовые цепи, автоматическая локомотивная сигнализация
1. Гапанович В. А. Методы и технические средства определения местоположения подвижного состава. / В. А. Гапанович, В. И. Головин, В. И. Астрахан // Автоматика, связь, информатика. - 2019. - № 2. - С. 10-13.
2. Розенберг И. Н. Инновационные технологии интервального регулирования - основа системы управления движением на МЦК / И. Н. Розенберг, В. Г. Матюхин, А. Б. Шабунин, В. И. Уманский // Автоматика, связь, информатика. - 2019. - № 6. - С. 5-10. - DOI:https://doi.org/10.34649/AT.2019.6.6.002.
3. Erste signalfreie Fernverkehsstrecke // Signal und Draht. - 2016. - Vol. 108. - № 2. - P. 68.
4. Bu ̈ssmann F. Wirtschaftlichkeit eines satellitenge stu ̈zten ERTMS fu ̈r deutsche Regionalstrecken / F. Bu ̈ssmann, B. Scheier, F. Brinkmann, B. Ja ̈der // Signal und Draht. - 2016. - Vol. 108. - № 10. - Pp. 6-11.
5. Rosenbergen M. Hochverfu ̈gbarkeit: Definition, Einflussfaktoren und Lo ̈sungen / M. Rosenbergen, F. Pointer // Signal und Draht. - 2015. - Vol. 107. - № 6. - Pp. 6-8.
6. Sauer C. Gleisstromkreise - ein veraltetes oder aktuelles Mittel zur Gleisfreimtlding / C. Sauer / Eisenbahningenieuer. - 2014. - Vol. 65. - № 7. - Pp. 25-30.
7. Kurzweil F. Diebstahlsichre Verbinder bei Gleisstromkreisen / F. Kurzweil // Signal und Draht. - 2014. - Vol. 106. - № 3. - Pp. 29-32.
8. Schienen K. T. Die Bestimmung des Bettungswider standes bei durchga ̈ngig geschwtiβten Schienen / K. T. Schienen // Signal und Draht. - 2015. - Vol. 107. - № 12. - Pp. 32-37.
9. Vantuono W. Train control systems in the United States / W. Vantuono // Internationale Railway Journal. - 2009. - № 10. - Pp. 32-34, 36.
10. Railway Operation and Control. 3rd edition. - Washington: VTD Rail Publishing, Mountlake Terrace. - 2014. - 284 p.
11. Watanabe I. Moving Block System with Continuous Train Detection Utilizing Train Shutting Impedance of Track Circuit / I. Watanabe, T. Takashige // Quarterly Reports of RTRI. - 1989. - № 4. - Pp. 9-11.
12. Шаманов В. И. Электромагнитная совместимость систем железнодорожной автоматики и телемеханики / В. И. Шаманов. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. - 244 с.
13. Бадер М. П. Электромагнитная совместимость / М. П. Бадер. - М.: УМК МПС, 2002. - 638 с.
14. Брылеев А. М. Электрические рельсовые цепи / А. М. Брылеев, Н. Ф. Котляренко. - М.: Транспорт, 1970. - 256 с.
15. Кравцов Ю. А. Электромагнитное влияние перспективного электроподвижного состава на устройства железнодорожной автоматики / Ю. А. Кравцов, П. Е. Мащенко, Е. Г. Щербина. - М.: МИИТ, 2012. - 117 с.
16. Зевеке Е. Г. Основы теории цепей / Е. Г. Зевеке, П. А Ионкин. - М.: Энергия, 1975. - 751 с.
17. Shamanov V. Formation of Interference from Power Circuits to Apparatus of Automation and Remote Control / V. Shamanov // Proceedings of 16th IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS`2018). - Kazan, Russia, September 14-17, 2018. - Pp. 140-146. - DOI:https://doi.org/10.1109/EWDTS.2018.
18. Баранов Л. А. Метод оценки изменения электромагнитной обстановки в местах функционирования систем интервального регулирования движения поездов / Л. А. Баранов, П. Ф. Бестемьянов, В. Г. Сидоренко, Е. Г. Щербина // Наука и техника транспорта. - 2013. - № 3. - С. 35-40.
19. Лунев С. А. Непрерывная оценка состояния обратной тяговой сети в условиях организации тяжеловесного движения. / С. А. Лунев, С. С. Сероштанов, И. В. Присухина, А. Г. Ходкевич // Известия ТрансСиба, - 2017. - № 1. - С. 2-9.
20. Bestemyanov P. F. The study of the electromagnetic environment on electrified section of railways / P. F. Bestemyanov, Yu. A. Kravtsov, V. I. Shamanov // Russian Electrical Engineering. - 2019. - Vol. 90. - № 9. - Pp. 3-7. - DOI:https://doi.org/10.3103/S1068371219090049.
21. Батраев В. В. Методы повышения надежности систем приема и синхронизации сигналов автоматической локомотивной сигнализации / В. В. Батраев // Автоматика на транспорте. - 2021. - № 2. - С. 175-188. - DOI:https://doi.org/10.20295/2412-9186-2021-7-2-175-188.
22. Шаманов В. И. Помехи на аппаратуру рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации. Средства защиты / В. И. Шаманов. - М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. - 304 с.
23. Дмитренко И. Е. Измерения и диагностирование в системах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи / И. Е. Дмитренко, Д. В. Дьяков, В. В. Сапожников. - М.: Транспорт, 1994. - 263 с.
24. Шаманов В. И. Измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых линиях на участках с электротягой / В. И. Шаманов, А. Е. Ваньшин, Д. В. Денежкин, Л. Тасболатова // Автоматика, связь, информатика. - 2020. - № 3. - С. 11-13. - DOI:https://doi.org/10.34649/AT.2020.3.3.002.
25. Шаманов В. И. Расчеты помех от тягового тока в неоднородных рельсовых линиях / В. И. Шаманов // Автоматика на транспорте. - 2020. - Т. 6. - № 3. - С. 241-267. - DOI:https://doi.org/10.20295/2412-9186-2020-6-3-241-267.