Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Россия
Россия
Цель: Проанализировать применяемые в российской практике методы математического моделирования в транспортном и градостроительном планировании. Предложить методики и алгоритмы учета стоимости проезда на общественном транспорте в рамках модели расчета транспортного спроса и интенсивности пассажиропотоков. Апробировать модель системы общественного транспорта с учетом стоимости проезда на примере Санкт-Петербургской городской агломерации. Методы: Математическое моделирование, методы обработки больших объемов данных, методы геоинформационного анализа. Результаты: Проведено исследование влияния стоимостей проезда на транспортный спрос и интенсивность пассажиропотоков в составе комплексной задачи, решаемой на основе транспортно-градостроительного моделирования на примере транспортной системы Санкт-Петербургской агломерации. Разработана методика расчета матриц межрайонных корреспонденций и формирования пассажиропотоков на транспортной сети с учетом стоимости проезда. Выявлено, что, помимо временных, существуют и стоимостные границы доступности систем обслуживания. Установлено, что учет стоимости проезда может производиться как при расчете матриц корреспонденций на основе влияния стоимости проезда на величину спроса, так и при расчете пассажиропотоков на основе влияния стоимости на выбор пути следования. Практическая значимость: Разработанный метод моделирования может являться основой для изучения зависимости влияния различных типов тарифов на параметры потокораспределения, временных и скоростных параметров. Предлагаемая модель может использоваться при разработке документации территориального и транспортного планирования, концепций совершенствования тарифной политики на общественном транспорте.
транспортное моделирование, общественный транспорт, транспортная сеть, матрица корреспонденций, пассажиропоток
1. 50 лет лаборатории математических моделей массового обслуживания ЛО ЦЭМИ - лаборатории математического моделирования функционально-пространственного развития городов СПб ЭМИ РАН. Материалы к биобиблиографии ученых и специалистов транспортных систем городов и организации городского движения. Выпуск 27. - СПб: Нестор-История, 2018. - 100 с.
2. Брэгман Л.М. Релаксационный метод нахождения общей точки выпуклых множеств и его применение для задач оптимизации - Докл. АН СССР, 1966, т.171, №5. - с.1019-1022.
3. Брэгман Л.М. Доказательство сходимости метода Г.В.Шелейховского для задачи с транспортными ограничениями // Журнал вычислит. мат. и мат. физики, 1967, т. 7, № 1. - с.147-156.
4. Питтель Б.Г. Одна простейшая вероятностная модель коллективного поведения // Проблемы передачи информации, 1967, 3, 3. - с.37-52.
5. Питтель Б.Г. Случайное размещение с ограничениями и принцип максимума взвешенной энтропии - Докл. АН СССР, 1972, т.207, №6. - с.1281-1283.
6. Erlander, Sven; Stewart Neil F. (1990) The gravity model in transportation analysis: theory and extensions. Topics in transportation, 99-0624974-9. Utrecht: VSP.
7. Математические методы в управлении городскими транспортными системами (отв. ред. О.Г.Фаянс). - Л.: Наука, 1979. - 152 с.
8. Мягков В.Н., Пальчиков Н.С., Федоров В.П. Математическое обеспечение градостроительного проектирования (Отв.ред. Б.Л.Овсиевич). - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989. - 144 с.
9. Экономико-математические исследования: математические модели и информационные технологии. Сборник трудов Санкт-Петербургского экономико-математического института РАН. №9. Математические модели в исследовании процессов развития городской среды. - СПб: Нестор-История, 2015. - 84 с.
10. Wardrop equilibria JOS´E R. CORREA (Industrial Engineering Department, universidad de Chile, Santiago, Chile) NICOLA´ S E. STIER-MOSES (Graduate School of Business, Columbia university, New York, New York) In book: Wiley Encyclopedia of Operations Research and Management Science, edited by James J. Cochran Copyright 2010 John Wiley & Sons, Inc.
11. Knight, F.H. (1924). Some Fallacies in the Interpretation of Social Costs. Quarterly Journal of Economics 38, pp. 582-606.
12. Wardrop, J (1952). Some theoretical aspects of road traffic research, Proceedings of the Institute of Civil Engineers, London, Part II, Vol.1, pp. 325-378.
13. Beckmann, M.J., C.B. McGuire, C.B. Winsten (1956). Studies in the Economics of Transportation. Yale University Press, New Haven, Conn.
14. Питтель Б.Г., Федоров В.П. Математическая модель прогноза пассажиропотоков в городской транспортной сети // Экономика и матем. методы, 1969, 5, вып. 5. - с.744-757.
15. Федоров В.П. Об одной задаче выпуклого программирования, связанной с расчетом перспективных потоков грузовых машин в городской транспортной сети - Математический аппарат плановых расчетов. Изд. ЦЭМИ АН СССР. - с.42-46.
16. Федоров В.П. Математическая модель формирования пассажиропотоков // Изв. АН СССР, Техническая кибернетика, 1974, №4. - с.17-26.
17. Питтель Б.Г. Статистический подход к задаче математического моделирования массового поведения в системах обслуживания // Тез. докл. Симпозиум по моделированию народного хозяйства, Секция экономико-математических моделей зарубежных стран, Новосибирск, 22-27 июня 1970 г. - с.78-87.
18. Лосин Л.А. Петербургский опыт построения информационно-программного комплекса для решения транспортно-градостроительных задач // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния. - Минск: БНТУ, 2017. - с.88-95.
19. Федоров В.П. Формирование вариантов развития городских транспортных сетей: разработка метода // Транспорт Российской Федерации. − 2012. − №3-4 (40-41). − с.17−21.
20. Булычева Н.В., Лосин Л.А. Моделирование системы общественного транспорта на основе пассажиропотоков, сформированных на условной сети // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - №2 (65), 2021. - с.86-92.
21. Булычева Н.В., Ваксман С.А., Истомина Л.Ю., Лосин Л.А. Опыт разработки досетевых моделей для построения сетей общественного транспорта (на примере Екатеринбурга) // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния. - Екатеринбург: 2021. - с.180-190.
22. Булычева Н.В. Лосин Л.А. Возможности досетевого подхода в транспортном планировании (на примере г.Перми) / Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: сборник научных трудов. Выпуск 49 / под научной ред. д.э.н., проф. С.В.Кузнецова. ИПРЭ РАН. - СПб.: ГУАП, 2021. - с.4-11.