Цель: В работе изложены некоторые перспективные направления современного развития науки проектирования плана и профиля трассы высокоскоростных железнодорожных магистралей, главной задачей которых является критическое переосмысление положений существующей нормативной базы проектирования. Вопрос о недопустимости устройства участков сложной пространственной геометрии — участков совпадения вертикальной кривой в профиле и переходной кривой в плане — является одним из таких положений. Методы: В рамках проведенного исследования предложен теоретический подход к определению силовых воздействий на участке сложной пространственной геометрии. Результаты: Установлено, что на величину силовых воздействий оказывают влияние направление вертикальной кривой (выпуклая или вогнутая), а также расчетная величина непогашенного ускорения в рассматриваемой кривой. Исследования влияния участков сложной пространственной геометрии на динамику движения высокоскоростного подвижного состава показывают, что при определенном сочетании радиусов круговых и вертикальных кривых для различных скоростей движения можно минимизировать негативные динамические воздействия, вызванные наличием участка сложной пространственной геометрии. Практическая значимость: В результате работы установлено, что при скоростях 350 и более км/ч совмещение вертикальной кривой в профиле и переходной кривой в плане возможно без применения дополнительных требований к параметрам кривых. При скоростях движения менее 350 км/ч необходимо увеличивать радиус круговой кривой на 30–60 %.
план трассы, высокоскоростная железнодорожная магистраль, переходные кривые, вертикальные кривые, совмещение вертикальной и переходной кривой
1. Морозова О.С. Параметры криволинейных участков трассы высокоскоростных железнодорожных магистралей для условий совмещенного движения: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.22.06 / Морозова Ольга Сергеевна.- СПб., 2020. - 16 с.
2. Lindahl, M. Track geometry for high-speed railways: A literature survey and simulation of dynamic vehicle response. Stockholm. TRITA-FKT Report, Royal Institute of Technology, 2001, 160 р.
3. EN 13803-1:2010:Railway applications -Track -Track alignment design parameters - Track gauges 1435 mm and wider - Part 1: Plain line [Required by Directive 2008/57/EC],
4. Sirong, Y. Dynamic analysis of high - speed railway alignment: theory and practice,Academic Press. 2018.324 p.
5. Wang, K., Zhai, W. Study on performance matching of wheel-rail dynamic interaction on curved track of speed-raised and high-speed railways. China Railway Science,2014, no 35(1), pp, 142-144, DOIhttps://doi.org/10.3969/j.issn.1001-4632.2014.01.22/
6. Аккерман Г.Л. Облик высокоскоростной железнодорожной магистрали / Г.Л. Аккерман, С.Г. Аккерман // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2017. № 2 (34). С. 46-56. DOI: 10,20291/2079-0392-2017-2-46-56.
7. Velichko G. Quality analysis and evaluation technique of railway track + vehicle system performance at railway transition sections with various shape curves Transport Means 2020: Proceedings of the 24th International Scientific Conference Part II: 573-578, DOIhttps://doi.org/10.1088/1757-899X/1159/1/012022.
8. Hasslinger, H, Measurement proof for the superiority of a new track alignment design element, the so-called Viennese Curve”Berlin, ZEVrail , 2005, no 129, pp. 61-71.
9. Wojtczak, R. General equation of cant ramp in form of polynomial of odd degree, available at:https://www.researchgate,net/publication/324475023_General_equation_of_cant_ramp_in_form_of_polynomial_of_odd_degree (accessed 11 November 2020), DOIhttps://doi.org/10.13140/RG.2.2.28551.09123
10. Морозова О.С. Способ улучшения плавности движения в криволинейных участках пути в плане на ВСМ / О.С. Морозова, С.В. Шкурников // В сборнике: РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ (РИЛТТРАНС-2019). Сборник трудов. 2020. С. 358-367.
11. RBDG - MAN-013-0105 Railway Alignment. Design guidelines. 2021.Available at:https://www.railbaltica.org/wp-content/uploads/2021/06/RBDG-MAN-013 0105_RailwayAlignment.pdf (accessed 27 November 2021).
12. Technical memorandum.Alignment Standards for Shared Use Corridors, Rev 0. California High-Speed Train Project.2007. Available at:http://www.tillier.net/stuff/hsr/TM-1.1.6-Align-Stds-for-Shared-Use-Corridor-LA-to-Anaheim-R0-071217-pdf.pdf(accessed 27 December 2022).
13. Long Xuyou. Study on Dynamic Effect of Alignment Parameter on Train Running Quality and Its Optimization for High-Speed Railway[D]. Beijing Jiaotong University.
14. Fan Х., LiB., ZhangY., Du G, Liu H. Dynamic influence of the plane curve radius on vertical- circular overlapping lines of high-speed railway //E3S Web of Conferences 248, 03033 (2021), DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202124803033
15. Морозова О.С. Обоснование проектных параметров криволинейных участков плана трассы высокоскоростных железнодорожных магистралей / О.С. Морозова, С.В. Шкурников // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2020. № 3 (67). С. 152-159. DOI:https://doi.org/10.26731/1813-9108.2020.3(67).152-159
16. Шкурников С.В. О разработке имитационной модели высокоскоростного поезда / С.В. Шкурников, О.С. Морозова // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2017. Т. 14. № 3. С. 481-489.