Аннотация:
Системный подход к принятию ответственных решений все чаще используется руководителями различных организаций.
Реализация системного подхода невозможна без поиска альтернативных вариантов достижения целей и выбора оптимального варианта по заданному критерию или их совокупности.
Единственным относительно малозатратным вариантом генерации альтернатив является
математическое моделирование деятельности предприятия в заданных условиях.
Математическое моделирование транспортных систем составляет основу системного
анализа функционирования этих систем с целью повышения их эффективности и снижения
себестоимости. Одной из сложных транспортных задач является управление потоками вагонов. В ОАО «РЖД» создана и используется автоматизированная система управления железнодорожным транспортом, которая постоянно совершенствуется и дополняется модулями
оптимизации, использующими решения задач линейного программирования.
В статье рассматривается постановка и решение замкнутой транспортной задачи. Предложен новый метод поиска ее оптимального решения, дающий результат за меньшее число
шагов, чем в известных методах. Метод сходен с методом потенциалов, однако сами потенциалы строк и столбцов не рассчитываются. Основу метода составляет построение опорного
решения методом минимальной цены; вторая часть метода, при использовании критерия
оптимальности, введенного в методе потенциалов, позволяет быстро найти оптимальный
план за счет исключения из базиса элемента плана, имеющего максимальную цену, и введения
в базис нового элемента (ячейки) с меньшей ценой.
Ключевые слова:
транспортная задача; задача линейного программирования; критерий минимальной стоимости;
опорное решение; оптимальное по выбранному критерию решение; базисные переменные;
потенциалы строк и столбцов.